Формула единства

Oct 06, 2009 13:32

Предложения извлечь уроки из истории всегда воспринимаются двояко, в зависимости от того, кто их произносит. Одни настаивают на истинности своих пророчеств, другие устало отмахиваются. На самом деле не правы ни те, ни эти. История, к сожалению никогда не повторяется в точности, зло всякий раз приходит в мир в слегка измененном обличье, ровно настолько, чтобы к его приходу не успели подготовиться.

Но сейчас, когда необходимость формирования в России новой национальной идеи очевидна для всех, никак нельзя оставлять в прошлом недосказанность. Речь не о том, чтобы кого-то наказать, мы не звери, но нельзя не осудить само преступление. Сложно подобрать слова, потому что раньше было очевидным, что убийства твоих родственников, уничтожение твоего народа - это преступление, а теперь вдруг это перестало быть очевидным. Вроде бы очевидно, что нация должна беречь людей, из которых она состоит. О какой защите от врагов, о какой помощи можно рассуждать, если убийц не хотят осудить даже морально? Представьте, что судья снисходительно объясняет родственникам потерпевших, что убийца-де что-то там построил, что его осуждение будет кому-то на руку, что его фотография на доске почета - просто дань памяти, мы ведь не хотим переписывать историю? Нет-нет, никто ничего не скрывает, вот Путин съездил на Бутовский полигон, а лет через сорок какой-нибудь Бутов поедет на Путинский.
Не бережем мы себя. Почему?

Умение признавать свои ошибки свойственно сильным людям, исчезновение же у нации этой способности свидетельствует о ее крайне ослабленном состоянии. Именно в таком состоянии люди уже не имеют сил общаться с окружающим миром от своего лица и стремятся сгруппироваться в стадо. Очень важно понимать, что это не единство. Входящие в такие группы люди не способны различить друг друга, поэтому не могут и поддерживать рядом стоящего, а могут лишь вместе кого-то давить.

Утрата совести не позволяет нации ни в какой момент апеллировать к таким нематериальным ценностям, как честь, справедливость, милосердие. Слабые сбиваются в стаи и предпочитают силовые решения. Никто у нас, ни на каком уровне не поддержит слабого против сильного, только наоборот, да не просто наоборот, а с радостью - "не надо было высовываться!". Не помощь другу, а подножка врагу. Говорить в такой ситуации о каких-то скрепах, конечно, можно, бывали времена, когда нацию цементировала ненависть, но этот цемент потом быстро выкрашивался, а здание рушилось - нам ли не знать.

Даже в отклике Молодой гвардии Единой России на мою статью, уверяя, что Россия не скатывается на фашистские рельсы, безликие авторы говорят "от лица" литеры "Я" - но это не личное местоимение, а сокращение от "гвардиЯ". После буквы "Я" молодогвардейцы стандартно размещают картинку со своего митинга. По иронии судьбы и недосмотру редакции картинка встала прямо напротив фразы "И это "грррум, грррум сапогами" - тоже не к нам".


Это, как и многие другие приметы времени, как, например, появление в интернете огромного числа пользователей, заменивших никнеймы на номера, в знак отказа от индивидуальности во имя слияния с государственнической идеей, неоспоримо свидетельствует: очень многим людям стало удобнее чувствовать себя частью безликой толпы. Это "чувство локтя" странным образом пародирует то нравственное единение, которое скрепляло нацию в дни испытаний. Даниил Гранин, глядя на равнодушие советских обывателей, с удивлением вспоминал, что на войне люди не проходили мимо раненного. Нынешнее единство - это объединение сильных против слабых. Герой наших дней - анонимный комментатор, однотипный участник акций устрашения, сильный своей массовой безликостью.

Более того, само понятие "духовности", высоты человеческого духа, стало обозначать не подвижничество, не стремление что-то подарить человечеству, а нечто вроде умения противостоять западной идеологии. Мы стали выстраивать свою часть мироздания не складывая, а вычитая. Этого никак не скрыть. Еще можно было бы свести все к тому, что на каждое ваше найдется наше, на каждое Косово - своя Абхазия и так далее, но кривые усмешки, "гы-гы" и "бу-га-га" - все те эмоции, которыми сопровождает современный россиянин свои "победы", свидетельствуют о глубоком вырождении русской культуры, а не о ее возрождении.

Были в СССР достижения? Конечно, были. Но только самым главным из советских достижений стало чувство собственной правоты. Эта отрава, которую советский режим щедро разбрасывал по полям страны, настигла нас уже сейчас, когда мы попробовали вырастить что-то свое. Этот яд отключает человеку нравственное чувство, заменяя его чувством гордости. Не у нас что-то не получилось, а враги расстарались. Такими объяснениями глобальной советской нищеты (именно глобальной, просто советский глобус равнялся одной шестой общемирового) общество к концу социализма было настолько перекормлено, что фраза "советское - значит лучшее" вызывала у общества приступы рвоты и понадобилось исчезновение буквально всех мыслимых поводов для национальной гордости, чтобы эта затертая формула-обманка соблазнила вымирающий народ дьявольским совершенством своей простоты.

Ты - лучший. Лучший уже потому, что родился в России. Демократия, которой ты наслаждаешься, не отстает от мировых образцов, как пишут в составляемых по приказу ЦРУ рейтингах, она просто суверенная, то есть такая, которая не зависит от чужих стандартов, а сама задает себе правила. Не верь тому, что пишут в Европе и Америке - там же не скажут ни слова правды, потому что не любят тебя изначально. Не слушай крики из подворотни - это враг народа столкнулся с гражданским обществом. Не извиняйся ни за что ни перед кем. Ты ж дошел до Берлина! Ну не важно, что не ты, а твой дед, и не до Берлина, а до Россошек, где и пролежал не захороненным до 90-х, пока не подоспели деньги немецких спонсоров. Помни одно - вокруг тебя враги, а ты в Сталинграде, случайно принявшем форму офиса, кафе или зарубежного курорта.

Если у бывших советских республик самоидентификация основывается в основном на противопоставлении себя России ("Украина не Россия" Кучмы - очень характерное название) и попытках превзойти свое же советское прошлое, то Россия строит свою национальную идею на противопоставлении всему миру, на доказывании того, что вокруг все хуже, чем здесь. Последний год, после Осетии, только и слышно: "чтоб нигде, ни одна сволочь не посмела стрелять в русского солдата" - ой, ребята… Это чужим нельзя. А вот возьмите-ка винтовочку Иосиф Виссарионович, это ж все на благо будущей победы в не случившейся еще войне, мы ж понимаем.

Я не считаю никого врагом, но сейчас мы - враги самим себе. Не будет у нас нормального будущего, пока мы не научимся себя беречь. Друг друга беречь. А для начала надо набраться смелости и отречься от некоторых вещей. Очень жестко отречься.

Политика, Рассуждения

Previous post Next post
Up