Состояние, прямо скажем, было не очень. Но надо сделать два подступа.
Первый подступ. Ещё на лекциях по эстетике мой преподаватель (ныне коллега) выразился по поводу кого-то из древних довольно грубо: “Философ он был хороший, но вот оказался полным мудаком, потому что покончил с собой”. Помню, я тогда встрепенулся: “Это почему же?”, на что получил лаконичный и безапелляционный ответ: “Потому что покончить со своей жизнью может только конченный мудак”. Я с этим был не согласен тогда, не согласен и ныне. Даже отходя от почти софистического встречного вопроса: “А каким мудаком должен быть тот, кто, являясь законченным мудаком уже при жизни, остаётся всё же жить - и портить жизнь себе, равно как и окружающим?”. Да, не в этом вопросе дело.
Второй подступ. Ольга Седакова в одном из своих текстов говорит о том странном состоянии, когда человек, решившийся на самоубийство, вдруг неожиданно засыпает. Будто неведомая какая-то сила бьёт по нему сном. Полагаю, что у психологов будут на этот счёт свои объяснения (какая-нибудь жижа вроде: страх, мля-мля-мля, выключение функций организма ради сохранения организма, и проч., и проч.). Дело не в объяснениях, а в самом обстоятельстве: неожиданный, прямо перед набегающей неотвратимо (казалось бы) смертью - сон.
Итак, состояние, прямо скажем, было не очень. Я сказал себе три вещи, сказал вслух, ибо в комнате никого не было, а было бы - всё равно бы сказал, ибо состояние было не очень.
Вещь первая: “Мне больше неинтересно жить. Мне вообще всегда было неинтересно жить, но почему-то прежде находились силы на то, чтобы придавать жизни интерес. И даже убеждать в этом других. Но теперь - нет, не хочу. Силы, может быть и есть, но не хочу”.
Вещь вторая: “Творчески я похож на унылый отсвет собственных подъёмов, которые пройдены. Что-то важное ты уже сделал, теперь налицо инерционные потуги, а это - жалкое состояние. И хорошо, что тебя никто не видит, потому что это ещё и жалкое зрелище. Не хочется быть собственной обезьяной”.
Вещь третья: “Наверное, нужно быть большим оптимистом, чтобы полагать, что всё хорошее в этой жизни ты уже видел, а потому и смотреть в ней больше не на что. Но, во-первых, у меня очень болит единственный глаз (и даже если будет на что смотреть, я уже не увижу), и, во-вторых, жаль только непрочитанных хороших книг”.
Ещё я сказал: “Прости меня Алёнка”.
И неожиданно заснул. Видимо, чтобы не стать конченным мудаком.
И снилось мне странное. Я на балу (! - вы когда-нибудь были на балу? нет? в кино-то хоть видели? вам, наверное, нравятся такие фильмы? мне - нет, не нравятся, и на балу я тоже не был никогда). Но, тем не менее, я на балу.
Общаюсь с четырьмя дамами, они все хороши, в старинных платьях, у них длинные волосы (три брюнетки, одна блондинка), мы пьём шампанское и смеёмся, несём чепуху.
А между прочим, за окном - ХХ век, этак 1970-ый год. Или около того. Но нам хорошо. И даже не потому, что я - с этими девушками, а просто хорошо и покойно. Там благостно само по себе.
И вот решаю я шутку устроить, и начинаю стихотворение Ходасевича читать на память, то, что “Перед зеркалом” называется. Когда я дохожу до строчки “танцевавший на этих балах…”, то понимаю, что читаю стих про себя, что я - внутри стихотворения.
И не хочу его дочитывать, потому что окажусь на парижском чердаке.
Я замолкаю.
Они, улыбаясь, смотрят на меня, несколько мгновений ждут - пока я продолжу, и одна из них не выдерживает: “Ну же, что же Вы замолчали?”.
И вместо того, чтобы продолжить, я говорю ей: “А Вы узнали - кому это стихотворение написано, и даже точнее - о ком оно?”
Естественно, они не узнали. И тогда я говорю:
“Это Вашему папеньке (так и говорю: “папеньке”) - Владимиру, мадмуазель Набокова, ему. Так что, в некотором смысле - это и Вам тоже”.
И думаю судорожно: откуда же я это знаю? И кто я тогда сам? И, чёрт возьми, что это за путаница?!
А они все рассмеялись.
А я - проснулся.
И не сказать бы, что состояние стало очень.
Но в этом сне - будто загадка. Или ерунда какая-то.
А впрочем, возможно, что и то и другое сразу. Как и в моей жизни.
Слово "я" в моём рассказе, не считая названия и этого вот примечания, использовано в значении меня всего двадцать раз, в то время как последняя буква алфавита - семьдесят семь раз.