"Игра в прятки"
В отличие от Швеции, долгое время остававшейся на теневой стороне персонального управления, Нидерланды уже в 1814 году встали на путь конституционной монархии.
Именно голландский способ многими исследователями считается оптимальным для достижения постепенной демократизации.
Что же там происходило?
До 1848 года положение Короля в государственной системе оставалось ключевым. Он назначал и увольнял министров «по своему усмотрению», часто этим пользуясь. Кроме того, он влиял на состав двух палат Генеральных штатов (Парламент). Персональными решениями и рекомендациями в принимаемых решениях.
Вильгельм I (1814-1840) фактически установил режим собственной трактовки Конституции. Он использовал министров в совещательном ключе и вопросы любой важности решал самостоятельно.
Затем последовала следующая порция реформ, 1840-го и 1848-го годов соответственно.
В частности, была введена министерская «контрассигнация» королевских (т. е. правительственных) указов в рамках ревизии 1840 г.. Это привело к невозможности для Короля принимать правительственные решения самостоятельно, без участия кабинета. Встречи между Королем и министрами стали редким явлением. В результате контроль был потерян.
Дальше кабинет стал работать квазисамостоятельно и дело пошло быстрее.
Принятие министерской ответственности (1848 г.) и т. н. «правила доверия» (1868 г.), подъем политических партий в конце XIX века и введение всеобщего избирательного права в начале XX-го (1917 г.) привели к установлению парламентской монархии в Нидерландах.
Обратите внимание на дату - она тоже не случайна. Именно по итогам ПМВ стало окончательно понятно, что монарх не может/не должен стоять на витрине управления.
Вместо Короля именно Совет министров, а вслед за ним и премьер-министр играли ведущую роль в управлении страной. В конце 1960-х годов в конституционной теории даже говорили о «власти Совета министров» на примере Нидерландов. Долгое время министры все еще были склонны называть себя «слугами короны».
Тем не менее, примечательно, что положение монарха в госуправлении оставалось значительным в течение долгого времени после установления полноценного парламентаризма в 1917-м.
Королева Вильгельмина (1898-1948) сохранила доминирующее положение в правительстве, хотя политическая коалиция между кабинетом министров и большинством в парламенте стала главной основой государственной политики.
Королева активно участвовала в процессе принятия решений. У нее был интерес к дипломатическим контактам и вопросам, касающимся голландских вооруженных сил. Несколько раз она лично готовила заметки о политике правительства и обсуждала их с министрами в совете. И это последний пример таких встреч между королевой и министрами кабинета в конституционной истории Нидерландов. Она также время от времени отказывалась подписывать постановления правительства без обсуждения вопросов с ней.
Королеву Вильгельмину можно считать последним голландским монархом классического типа.
Ее преемница королева Юлиана (1948-80) больше не принимала активного участия в процессе принятия решений.
Современная конституционная монархия в рамках системы парламентской демократии в конечном итоге была создана именно во время ее правления. В этой современной концепции роль Короля в правительстве ограничивается правом консультироваться, поощрять и предупреждать.
Однако эта ограниченная роль короля в правительстве не исключала отдельных нюансов практики принятия решений. Очень интересных.
Король (Королева) могли по решению совета министров принять на себя руководящую функцию на определенный, заданный срок.
Королева Юлиана неоднократно отказывалась подписывать правительственные постановления, предложенными министрами. В частности, она активно участвовала трактовке места монарха в обществе. Она сыграла преобладающую роль в принятии нового законодательства о финансировании монархии. И она отказалась подписать парламентский акт об (ограничениях) членства в Королевском доме.
Эти изменившиеся отношения между королем и министрами в правительстве впервые были отражены в общем пересмотре Конституции Нидерландов 1983 года. С этим пересмотром Конституция утратила свой ярко выраженный монархический характер.
В соответствии с новым пунктом 1 статьи 42 Конституции («Правительство состоит из Короля и министров»), Король является составной частью правительства Нидерландов, а не главой правительства. Это означает, что все правительственные решения, именуемые в статье 47 Конституции «королевскими указами», должны быть подписаны Королем и одним или несколькими министрами кабинета.
Ограниченная роль Короля в правительстве рассматривается в пояснениях к статье 42 и статье 47 Конституции.
До 1848 г. король лично принимал решения о назначении и увольнении «своих» министров, и еще довольно долго после 1848 г. король продолжал играть важную роль в составе кабинета. Тем не менее, в новую эпоху после 1848 г. он все больше учитывал позиции большинства в парламенте, в частности, с избираемым прямым голосованием большинством в нижней палате Парламента. Это развитие, растущее парламентское влияние на формирование кабинетов, ускорилось из-за принятия правила доверия в парламентской системе (1866-68).
Постепенно сложилась практика, когда Король назначал ответственного (одного из политических лидеров в парламенте или кабинете) для формирования кабинета после выборов (или, в случае кризиса кабинета, между выборами), который мог рассчитывать на поддержку парламентского большинства. Затем ответственный проводил консультации с лидерами различных политических партий в парламенте, чтобы создать коалицию большинства. Участие Парламента в формировании нового правительства со временем усилилось. С 1946 года для Короля стало стандартной практикой консультироваться со всеми партийными лидерами из нижней палаты в начале процесса формирования.
Основываясь на рекомендациях большинства, Король затем назначал одного или нескольких участников процессов для ведения коалиционных переговоров с политическими лидерами в парламенте.
В многопартийной системе, характерной для парламента Нидерландов, включающей избирательную систему пропорционального представительства, формирование коалиции большинства после всеобщих выборов часто является обременительным занятием.
Для формирования кабинета нужны достаточно интенсивные переговоры между политическими лидерами, иногда длящиеся месяцами. В этой новой практике Король продолжал активно участвовать в сложном процессе «рождения правительства» на стороне народных избранников.
В этой роли он выступал как независимый глава государства. В нескольких случаях, связанных с назначением ответственных, личное предпочтение Короля оказывалось решающим, в частности, когда партийные лидеры сильно расходились во мнениях относительно направления формирования кабинета.
Таким образом, процесс формирования вырос из органически сложившейся практики, поскольку Конституция просто предусматривает, что министры кабинета назначаются и освобождаются от должности королевским указом, а премьер-министр и Король совместно подписывают указы (статьи 43 и 48 Конституции). Правило доверия имеет решающее значение, поскольку оно требует, чтобы кабинет мог рассчитывать на поддержку парламентского большинства.
Это очень важный момент. В отличие от шведских или, к примеру, британских коллег, монарх в Нидерландах фактически встраивается в механизм принятия решений и служит медиатором Парламента и правительства. Хотя конечную ответственность за управления он перекладывает на предложенных им управляющих.
Король или Королева в этой ситуации остаются частью команды на экспертной роли и могут помогать выборе исполнителей.
Ценная находка.
Продолжение воспоследует...
https://telegram.me/mikaprok https://boosty.to/mikaprok