«Крылья над океаном»
Поскольку наши изыскания носят не столько развлекательный, сколько просветительский характер, погорим о знаковых фигурах, занимавших пост министров обороны США.
По очередности их назначения легко проследить изменения в настроениях эстеблишмента и грядущих планах госаппарата по преобразованию Вооруженных Сил.
Первым героем будет Роберт Э. Ловетт. О нем почти не говорят в современной историографии. Можно даже на минуту поверить, что такого человека не существовало. «Таких чиновников не бывает». Хотя ему мы обязаны слишком многим, чтобы так просто распрощаться с памятью о нем.
Ловетт - один из трех представителей самого верхнего слоя американского общества, побывавших на должности секретаря DoD. Сделал он это в ключевой период атлантической истории.
Будущий министр обороны США был сыном юриста и профессионального управленца. Роберт Ловетт-старший был главой Union Pacific, крупнейшего железнодорожного перевозчика в мире, а потом и Western Union. Был активным участником и своеобразным адвокатом профсоюзного движения.
Ловетт-младший учился в Йеле и Гарварде, был, как и большинство министров обороны, членом тайного общества. В данном случае Skull and Bones.
Он удачно женился на девушке из нью-йоркского семейства Браун, основателей Brown Brothers Harriman (BBH). Позже Ловетт присоединится к этому первому и самому успешному инвестиционному дому в истории США.
Большую часть сознательной жизни Ловетт-младший занимался крупным бизнесом. Банковским, инвестиционным, производственным, добычей полезных ископаемых и строительством. Всем, до чего дотягивались руки.
Помимо председательства в большом количестве даже не организаций, а индустрий, он оркестрировал государственную службу.
Тут мы сталкиваемся с тем, как на самом деле всё устроено в Соединенных Штатах и какие роли имеют значения.
В 1940-м году он был назначен специальным ассистентом военно-воздушных сил при министре обороны («секретаре войны») Генри Стимпсоне. Позиция обычно даже не значится в официальном перечне государственных должностей. Менее года спустя Ловетт становится фактически заместителем министра обороны, курирующим ВВС. Без публичной репрезентации.
Именно ему мы обязаны продвижением массированных бомбардировок Германии, а также стран «оси зла».
Будучи лично авиалюбителем-фанатом, Ловетт участвовал в боевых вылетах времен ПМВ совместно с британцами и имел к началу 40-х приличный стаж, в том числе на современных машинах ВВС.
Именно с его подачи была поднята передовая авиапромышленность в США, он сам отбирал технические кадры и инфраструктурные решения во Франции и Великобритании, а потом предлагал их Маршаллу и Трумену.
Он был первым из крупных политических деятелей, выступавших за дистанционную войну. Другими словами, авианосцы и распределенные группировки ВМФ. Разумеется, война далеко от своих границ всегда была встроена в военную доктрину Соединенных Штатов. По крайней мере со времен Мэхена. Однако в законченном виде она явилась на свет именно в конце 40-х. Позднее идеи Ловетта (а в наличие есть и его дневники, помимо официальной переписки) станут предвестником современного увлечения США БПЛА и дронами.
Судя по наличию военных наград к 1945-му, достижения инвестбанкира были оценены по достоинству.
Гарри Трумен позже называл его незаменимым человеком, благодаря которому «мы победили».
Специально для него создали именной комитет им. Роберта Э. Ловетта, занимавшийся послевоенным устройством американских разведывательных служб. Считается, что Ловетт стал крестным отцом ЦРУ в его современном виде.
После этого он был заместителем и основным мозговым центром при Госсекретаре Джордже Маршалле. В 1947-1949 гг..
Дальше при нем же замом в министерстве обороны, в 1950-1951 гг. и самостоятельным секретарем DoD в 1951-1953 гг..
Не трудно видеть, что и план Маршалла, кстати его друга и (младшего) партнера всю сознательную жизнь вплоть до смерти последнего, также дело рук Ловетта, как и детальная разработка плана ленд-лиза.
Обычно ему в заслуги вписывают период Корейской войны и наращивание ВС США до современного многосоттысячного уровня. Однако, даже без учета этих нюансов всё гораздо серьезнее.
Имеет смысл брать весь период с 1940 по 1953 гг. целиком, не разбивая его на части.
Его реальная роль до сих пор не озвучивается, но это одна из ключевых фигур американо-британского сотрудничества и послевоенного устройства мира.
Именно ему приписывают концептуальную разработку «плана Маршалла», грандиозное вовлечение в послевоенное строительство Европы американских финансистов, а также сопутствующее этому радикальное расширение зоны действия американских вооруженных сил. Каковые отныне и, кстати, по сей день, должны быть везде.
Фигура человека с Уолл-стрит призвана была поддержать и укрепить теневое управление Гарри Трумена.
Обычно говорят о группе администраторов времен его президентства, таких как Кеннан, Ачисон, Гарриман, Болен и Макклой. Упомянутые обитатели Белого Дома фактически разработали то, что позднее стало называться «доктриной холодной войны».
Да, но старшей фигурой круга «мудрецов» в социальном плане там был Ловетт.
В 1953-м году он сам выбрал следующего министра обороны и предложил его Белому Дому с гарантией сохранения собственных наработок.
Ему много раз предлагали вернуться на любой понравившийся ему государственный пост, но он неизменно отказывался, ссылаясь на возраст и здоровье.
До конца жизни Роберт Э. Ловетт играл важную роль в кадровых решениях не только DoD, но и Белого Дома в целом. Скажем, он встречался с Робертом Макнамарой до его назначения, как и с Линдоном Джонсоном за несколько недель до выборов. Обе встречи носили частный характер (собеседований).
Сочетание государственного мышления, широчайших связей и финансового рычага делает его главным реформатором 40-50-х годов США.
Продолжение воспоследует...
https://telegram.me/mikaprok