«Исторические аналогии»
Обсуждение перманентного противостояния монарх-наследник можно продолжать бесконечно, находя в них все новые полутона.
Случай ЕII-Чарльз характерен еще и прямыми семейными параллелями первого лица, бывшего недолгое время вторым.
Имеет смысл подсветить фонариком момент передачи полномочий от Ее отца. Все видно, что называется, невооруженным глазом.
Георг VI занял место стремительно отрекшегося Эварда VIII. Считается, что на такой шаг его подтолкнула большая и чистая Любовь с разведенной и не молодой американкой, натужно играющей роль «Пэрис Хилтон» своего времени. Подобных людей запасено гигантское количество на любые случаи королевского досуга.
Когда-то триггер должен сработать.
До сих пор эту шутку излагают на голубом глазу и снимают эпические агитки о светлом образе.
Реальность куда прозаичнее: человек не смог закончить 2 курса университета с протекцией и экстернатом. Хулиганил по-крупному и был выставлен с морской службы. После чего завел несколько любовниц, каждый год предлагая одну из них назначить королевой.
Перед ВМВ ему, наконец-то, нашли правильное применение (о котором отдельно поговорим) и направили на спецзадание с американской кокоткой. Каждый получил то, что хотел.
Георг VI сел на трон и пробыл на нем без малого 16 лет.
Его проблема в следующем: став в 40 лет монархом он моментально оказался в эпицентре колониального пожара, через 3 года его начали бомбить с материка, а еще через 8 лет он поставил не самую удачную точку (или многоточие) в глобальной перестройке системы международного сотрудничества, с результатами которой монархии жить еще по крайней мере несколько десятков лет от сего дня.
Помочь ему было некому - вокруг находилось еще по крайней мере 3 половозрелых наследника, готовых прийти на помощь и встать за штурвал.
Вину ГVI нельзя персонифицировать, но и как-то делать первое лицо безмолвным свидетелем не получается.
Т.е. именно он в итоге прочертил Содружество и пути к его развитию для EII.
Дело обставляют следующим образом: ГVI достаточно непросто перенес 1939-1943 гг., практически не выходя из Букингемского дворца и вещая по радио (специально подготовленными записями или даже дикторами). В поля выезжала Елизавета, его жена. Но не чаще раза в неделю и, конечно, тоже сильно уставала.
Сразу же после войны он сделал съездил в Индию, принял присягу в качестве суверена Commonwealth of Nations, состоящего из нескольких территорий и … заболел.
Объяснение такое: много курил, перенервничал + ютландское сражение ПМВ (в котором его как бы контузило). Сумма факторов.
Курение, как причину болезни, очень любят приводить позднейшие биографы. Например, Питер Таунсенд. Вроде бы консилиум врачей, типичный рак легких и т.д.. Всякое возможно, но надо сказать тоже самое пишут о Георге V, а до него о Эдварде VII. В общем, устойчивая легенда.
Что было реально понять сложно. Возможно и не рак.
Кроме всего прочего, тут и атеросклероз, и тромбангиит. В общем, ГVI отказался от визита в Австралию и Новую Зеландию. Туда поехала его старшая дочь, будущая ЕII. Уже вместе с мужем.
Т.е. уже в 1949 году первое лицо передало репрезентативные функции дочери. Вынуждено по состоянию здоровья.
Затем последовала Канада, Ближний Восток и, наконец, Африка. Завершающая часть путешествия.
Филип и ЕII объездили всех, кроме Индии, которая аккурат в это время начала активно делиться и формализовать управление в рамках CoN.
Пара наследников была тут как тут и от имени Короля подписало себя в качестве преемников суверена Содружества, хотя порядок был не до конца определен и эта одна из текущих проблем.
В 1952-м году случился интересный твист: последний раз ослабевший Король видел свою дочь 31 января. Она улетела в Кению, принимать присягу у местной администрации.
6 февраля ГVI умер. События трагического утра микшируют по-разному.
1) печальные новости сообщили принцу Филипу, потом он через какое-то время сказал ЕII, а уже она объявила национальный траур. (в изложении Делдерфильда).
2) секретарь ЕII Чартерис услышал новости от журналиста в гостинице, позвонил адъютанту Филипа, тот сказал Самому, а он передал Королеве. При этом Секретарь через 15 минут пришел и еще раз все рассказал паре. (в изложении Тиннисвуда).
Любопытно.
Нужно учитывать, что в спальне ГVI была постоянная связь с номером наследницы, а сам он, разумеется, связывался с ней несколько раз в день. Этот же контакт был и у ключевых людей его аппарата.
До сих пор не могут объяснить первых шагов нового монарха, отстранившего весь обслуживающий персонал любимого отца и самостоятельно занявшейся похоронами. Для начала по телефону, по которому ей не могли позвонить днем ранее.
Трогательный образ скромного, но упорного монарха-отличника из «The King's Speech» как-то совсем не соответствовал довольно агрессивному и деспотичному ГVI в жизни. Он был помешан на контроле и редко покидал свою резиденцию, отчего миф о плохом здоровье расцвел алым цветом.
Думал, что его хотят отравить. Не такая уж это и сумасбродная идея, если подумать.
Зачем нужен затворник, которого никто не знает и который даже не может произнести коротенькую поздравительную речь публично, если есть 25-летняя Принцесса, носящаяся по всему свету?
У нее и документы в порядке были на момент 1952 года. Ничего не нужно было передавать.
Держа это в голове, становится понятно, почему Принц Чарльз с таким рвением всегда спонсировал освещение жизни и деятельности своего деда, которого он, почитай, и не знал вовсе.
https://telegram.me/mikaprok