«Перетягивание каната»
Очередная часть наших рассуждений о прошлом и будущем UK-CoN.
Первые шаги CoN были сопряжены с получением международного мандата и признанием организации дееспособной.
Собственно, до 1963 года действия Содружества носили локальный, внутриимпериальный характер и вообще не попадали на радар публичной критики. Официальная позиция с 1947 по 1958 гг. состояла в постепенной деколонизации и статус Commonwealth означал временную поддержку освобождаемых территорий.
Развивать институты и наращивать экономическую мощь для организации было невозможно, она бы моментально стала объектом острой критики (что и случилось позже).
В 1952-м шесть ведущих экономик континентальной Европы стали потихоньку организовывать совместные проекты, формально под видом администрирования помощи «плана Маршалла», неформально - сужая спектр возможных дипломатических ходов своих соперников.
На поверхности начали вырисовываться контуры Организации Европейской Экономической Кооперации (ОЕЭК).
Британия, фактически, оказалась в положении второго хода и могла выбирать, что и как делать.
Прийти к шапочному разбору на чужих условиях было нельзя.
С 1953-го началась работа над альтернативным торговым союзом внутри Европы с UK во главе.
Его контуры окончательно определились два года спустя и стало ясно - на свет рождается EFTA (он же ЕАСТ), первый таможенный союз европейских государств.
О нем мы уже писали 4 года назад,
стартуя цикл «EUxit»:
“Британии есть своя Единая Европа (British Europe, BE). К ней относятся бывшие и настоящие члены ЕАСТ, а также члены Содружества наций, ассоциированные с Европой.
ЕАСТ пробегают скороговоркой и говорят, что мол был такой сепаратистский проект UK, который она решила сворачивать после своего вхождения в ЕЭС. Как известно, за ней последовала большая бывших членов этой почтенной организации.
Однако далеко не все. Ключевые партнеры увлекательной политико-экономической игры «Монополия» входят в состав как бы деградирющей ассоциации. Сама Империя деградируют вот уже 200 лет и нам бы так деградировать! ЕАСТ при всей теневой деятельности этой структуры живее всех живых.
Символично, что один из самых активных членов ассоциации в прошлом, Австрия, сразу после злополучного Brexit'а очнулась от летаргического европейского сна и заявила о готовности пересмотреть свои отношения с ЕЭС.
Все четыре члена ЕАСТ представляют особый интерес. Начиная с бывшего офшора Исландии, верой и правдой служившей парковкой ВМС НАТО и заканчивая нефтедобывающей Норвегией, потихоньку отпирающей арктические пустыни для British Petroleum.
Голоса самых репрезентативных британских партнеров, Швейцарии и Лихтенштейна, практически не слышны за пределами Европы. А зря, им есть, что сказать и показать.
У ЕАСТ есть двусторонние соглашения, как с ближневосточными конторами, к примеру с закрытой GCC, так и с дальневосточными, к примеру с ASEAN. И мнительные арабы и ушлые китайцы хотят поучаствовать в разрезании денежного пирога.
Это еще далеко не все. Восточноевропейские страны, как бы стоящие в очереди и нетерпеливо переминающиеся с ноги на ногу у дверей ЕЭС, находят свой приют в тиши британской гавани. Они все умудрились оперативно прокинуть бумажные мостики в сторону ЕАСТ. ”
Официальная хронология образования структуры расходится с реальным положением дел.
Формально ЕС родился в 1957-м, а EFTA в 1959-м, как ответ на вызовы времени и Франко-Германии.
Однако известно, что в 1956-м году тогдашний премьер UK Макмиллан представил т. н. “Plan G”. Важную веху в жизни Содружества.
Номинально речь идет о том, чтобы склонить членов ОЕЭК к партнерству с еще не существующей на бумаге ЕАСТ.
На самом деле, всё несколько сложнее.
Plan G предусматривал объединение европейских стран (Австрии, Дании, Норвегии, Португалии, Швеции и Швейцарии) со странами Содружества, образуя единый торговый сверхконтур.
В эту Семью (буквально) и предлагалось влиться только-только проклюнувшимся структурам будущей ЕС.
Под эгидой и предводительством Виндзоров.
До подписания Римского договора формально у UK было 7 стран, а у ЕС только 6. Кроме того суммарная мощь ЕАСТ умножалась на CoN.
Прошло несколько двухсторонних встреч Макмиллана. Сначала с президентом Кеннеди о том, не возражает ли он переключить экономическое сотрудничество на ЕАСТ. А потом и с тогдашним лидером ОЕЭК Де Голлем.
Последний обратил внимание, помимо прочего, на такой нюанс: слияние с ОЕЭК с ЕАСТ означает для будущего периметра признание европейцами не только жителей Канады и Новой Зеландии, но также, например, Индии. Чего хотелось бы избежать. Поэтому UK придется действовать в одиночку.
Переговоры разворачивались на фоне грандиозного «Суэцкого кризиса», одного из элементов паззла, определившего горячую точку мира на следующие 70 лет (конца и края не видно).
В итоге, UK подала прошение на вступление в ЕС в 1962 году и через год ожидаемо получила отказ.
Дальше, как мы уже помним, произошло следующее. На свет появился управленческий орган CoN с Генсеком во главе. Генсек организовал в 1969 год конференцию между CoN и ЕАСТ, закрепив статус сотрудничества двух организаций, как в торговом плане, так и в допуске стран ЕАСТ (индивидуально) к отдельным территориям CoN.
Две организации фактически стали одной зоной интересов Британии, после чего последняя покинула ЕАСТ и в 1972 году стартовала нелегкое членство в ЕС.
С 2018 года и по сей день строятся планы, каким образом формально вновь завести UK в ЕАСТ так, чтобы ее статус не пострадал. Пока, кажется, что и так все неплохо.
Однако всегда может быть еще лучше.
Продолжение воспоследует...
https://telegram.me/mikaprok