«Проблематизируй это!»
На фоне происходящего в медиа-вселенной все вокруг заделались любителями статистики и завсегдатаями экспоненциальных графиков.
Уважать цифру для правильного отношения к реальности необходимо, да, НО недостаточно.
Важно еще понимать, откуда цифра берется.
Государственная статистика - пространство новой и достаточно бесцеремонной пропаганды, о чем мы уже не раз говорили в нашем скромном журнале.
Первый вопрос, который имеет смысл задавать в случае обращения к любым числовым данным - кто и зачем их составляет, а уж потом на их основании строить какие-то далеко идущие выводы.
“Social context is a king of data-driven economy”
Если есть малейшее подозрение в предвзятости и популизме, то нужно проваливаться в размытые контуры региональных данных и смотреть гранулярную выборку по объекту исследования.
В случае недоступности малой выборки по каким-то (любым) причинам, весь массив может быть забракован.
Особенно это касается инвестиционно обусловленных тем. Тут вообще «туши свет».
Здравоохранение отставим в стороне, будет слишком больно :-(
Возьмем для примера … образование.
Казалось бы, тут всё должно быть проще и прозрачнее.
Хм, не тут-то было.
Образование в середине 70-х годов стало одним из государственных приоритетов долгосрочного бюджетирования по одной простой причине: здесь на тысячные доли процента улучшения культурного фона можно списывать миллиарды и никто глазом не моргнет. Ибо посягательство на святое.
Первыми в гонку включились крупные доноры, в том числе США.
Стали одна за другой появляться грантовые программы, призванные обосновать корреляцию качества образования в школах и ВУЗах с ростом интеллекта (измеряемого в IQ, да)
В заголовках газет запестрели упоминания Учителей с большой буквы и реформаторов прогнившей системы.
Одним из них была Марва Коллинз. Она фактурно подходила сразу к нескольким повесткам, в частности модной тогда быстрой десегрегации. Черные дети под ее чутким руководством невероятно быстро поднимались по культурной (и карьерной) лестнице.
Фотографий и интервью было множество, она приглашалась на приемы в Белый Дом и постепенно стала символом успеха.
Одно из утверждений, которое приписывалось г-же Коллинз, как раз связано с «раскрытием» IQ учеников до максимально возможной биологической планки. Опять-таки, не ясно, говорила она это сама или мы видим очередную газетную сенсацию (коих много), но флаг был поднят.
На волне улучшения положения «простых граждан», в 80-х большая часть школ США стала участником глобального эксперимента местного МинОбра и связанных с ним коммерческих структур.
Все они были обязаны пройти через несколько волн закупки дополнительного оборудования для классов, переаттестации учителей (в специальных центрах), подготовки учебных материалов и т.п..
Директора школ и учителя мотивировались к «корректной оценке» учеников в новых условиях, а администраторам были спущены указания разработать адаптивные пособия для «развивающихся» школьников.
Разумеется, под всё это подбивалась всеохватная статистика успеваемости учеников.
Допустим, в 1985-1986 гг. в Лос-Анджелесе прошли мероприятия повышения эффективности образовательных результатов публичных школ.
В 1987 году собрали статистику за период. Каково же было удивление наблюдать позитивный тренд там, где раньше царствовало уныние.
Оценки заметно улучшились. От мультимедийных уроков и вежливых учителей.
А затем настал 1988 год и всю статистику по стране прогнали через то, что впоследствии стало называться Big Data processing.
Выявилось несколько других не менее интересных трендов:
- учителя корректировали оценки в верхнюю сторону, делали это массово и организовано (десятки тысяч случаев);
- заполнялись карточки тестов за отсутствующих учеников;
- давалось дополнительное время тем, кто не успевал заполнить свои тесты.
И т.д..
В ряде случаев речь шла о систематических накрутках статистики волнами для выделения дополнительного финансирования, командировок на конференции, материальных бонусов и иных поощрений исполнителям.
Несмотря на полную отбраковку данных последних трех лет из нескольких десятков школ, общие выводы корректировать НЕ СТАЛИ, посчитав неправомерным поступать так задним числом.
Да, есть перегибы на местах, но в целом-то задумка сработала.
В приведенном примере не было никакой спешки, паники, ЧС и прочих затрудненных условий видимости.
Плюс мы говорим о ведущей стране в рейтингах высшего образования и одном из лидеров в области частного школьного. Находящейся на пике своего социального потенциала.
Рядовая работа бюрократического аппарата в контексте госкапитализма. Ничего особенного.
Можно себе представить, КАК собираются данные в условиях, максимально приближенных к боевым и под постоянным идеологическим давлением, где речь идет не о бонусах, а о жизнях оценивающих...
https://telegram.me/mikaprok