«Страна советов»
Что же, продолжим наш путь вглубь китайской системы здравоохранения и посмотрим, ЧТО именно она охраняет.
Как формально подается развитие ситуации с новой эпидемией?
В конце декабря (точно не ясно когда именно) в центральную больницу Уханя обратилось 2 пациента со схожими симптомами в один день, с разницей в несколько часов. Их обследовали 2 разных врача, несчастные сдали анализы и получили рекомендации по лечению. Результаты анализов пришли на следующий день и диагностировали некую инфекцию (какую?).
В ВОЗ сообщили об инфекции и ее полном контроле.
Еще через день заболел первый врач, принимавший пациента, а потом заболели его родители, с которыми он контактировал.
Дальше завеса умолчания и мы переносимся на несколько дней вперед.
В начале января группа из 8 человек, включая двух врачей, принимавших в конце декабря подозрительных пациентов арестовываются за, внимание, «распространение недостоверных сведений» относительно эпидемии некоего гриппа.
Граждане сутки проводят в СИЗО и выпускаются под подписку о неразглашении информации.
Проходит еще неделя. В Weibo появляются сообщения о страшном вирусе, который косит всех подряд. Аккаунты тут же удаляются.
В Ухань приезжает группа журналистов (на самом деле не ясно от какого издания) из Гонконга, которых тоже арестовывают и просят стереть все фотографии людей в скафандрах.
Проходит еще некоторое время и в официальной прессе с места в карьер появляется большая статья о выявлении нового типа инфекции, о которой уже сообщили в ВОЗ, пригласили специалистов оттуда на освидетельствование и забор необходимых образцов.
На момент выхода этого материала в Синьхуа Ньюз уже есть 500+ проконтактировавших с вирусом и пара десятков (неясно сколько точно) смертей.
Собственно, имена первых пострадавших в прессу так и не проникли.
ОК, предположим вы работаете в амбулаторном учреждении и сталкиваетесь с чем-то потенциально очень опасным. Каковы ваши предполагаемые действия?
Вот правильный путь по-китайски:
- врач сообщает партийному руководству, курирующему его работодателя (это не главврач);
- низовой чиновник КПК сообщает эту информацию на предмет дальнейших действий местному представителю министерства госбезопасности (MSS) и главной администрации контроля прессы и печати (GAPP);
- они доносят информацию в профильное министерство (ниже о том, как оно устроено), а уже потом возвращаются с диагнозом к главврачу, если посчитают нужным;
- если не посчитают нужным, то берут расписку о неразглашении с врача.
Дело закрыто.
При этом на государственном уровне уже могут предприниматься шаги по предотвращению ситуации БЕЗ задействования в цепочке МинЗдрава, как было в случае SARS.
А кто объявляет состояние эпидемии? Опять-таки формально.
Министерство Внутренних Дел инициирует процедуру и передает дальше по цепочке.
Т.е. позиция врача и, в целом, эксперта в область здравоохранения является в лучшем случае третьей по счету вслед за MSS-KGB и идеологическим фронтом.
Поэтому не должно удивлять, как устройство самого МинЗдрава, так и многочисленные перипетии с его участием.
Во-первых, до 2013 года ведомство постоянно перекраивалось и к нему то пришивали новые функции, то передавали в многочисленные комиссии, подчиняющиеся Госсовету. Наприме, контроль за госпиталями и инфекционной обстановкой появился в качестве обязательных функций только в середине 90-х.
Во-вторых, с 2013 по 2018-й оно перепрошивалось насквозь дважды. Сначала МинЗдрав переделали в Национальную Комиссию по здоровью и добавили туда Планирование семьи, которое было прерогативой Министерства Труда и Соцзащиты. Дальше Планирование семьи убрали в 2018-м и оставили Национальную Комиссию по здоровью.
В КНР 21 профильное Министерство и всего три Комиссии. Это: Госплан, собрание по этническим вопросам и теперь «МинЗдрав». Все они КРАЙНЕ политизированны.
Министр в такой структуре принимает решение в составе голосующих лиц, а не на основании представленных по иерархической цепочке решений.
Другими словами, даже с учетом длинной цепочки принятия решений уровень Министерства недостаточен - нужно собирать эту самую комиссию и решать.
Почему принято подобное решение?
Потому что по общему мнению система государственного здравоохранения КНР нуждается в кардинальной перестройке и одних экспертов по здоровью здесь мало.
В-третьих, в состав Комиссии по здоровью входит надзорный орган за «китайской народной медициной». Неплохо, правда?
Необходимость в этом очевидна всякому, кто не то что жил, а просто путешествовал по стране. За пределами крупных городских агломераций никакого иного лечения не просматривается. Есть только оленьи рога, моллюски и «7 трав» от любой хвори.
На одну аптеку европейского типа с условным аспирином приходится 19 (!) точек обслуживания хиромантов.
Это отдельная гигантская сторона жизни общества, со своими звездами, производителями (3 мультимиллиардных бизнеса с биржевой историей), социальной историей и т.д..
К врачам наподобие уханьского обращается примерно 1 из 5 заболевших. Все остальные ходят к знахарям.
Включая переломы, внутренние кровотечения и высокую температуру.
Поэтому смертность и продолжительность жизни за пределами крупных центров предпочитают вообще не учитывать (знаменитая китайская статистика).
Борьба с SARS ничему не научила и никак не укрепила вертикаль надзора за массовыми эпидемиями, что, как мы видели, дает богатую почву для спекуляций.
Если подводить итог сказанному, то мы неизбежно приходим к следующим выводам:
- стандарты здравоохранения находятся в состоянии становления и развития, единой шкалы качества оказания медицинской помощи нет и профильное министерство занято перманентной реконструкторской деятельностью;
- оно до предела идеологизированно и мало что решает «от себя»;
- страна битком набита сомнительными околомедицинскими услугами, качество которых невозможно проверить по существующей шкале ценностей ВОЗ (несовершенной, но хотя бы имеющейся);
- любая тревога в части здоровья граждан автоматически обрабатывается не Комиссией по здоровью, а «Министерством Правды».
«Таким путем»
https://telegram.me/mikaprok