Пикантный пример борьбы с эпидемией в Киевской губернии

Mar 23, 2020 19:38

Среди славянских обрядов, сложившихся на стыке язычества и христианства, известно и так называемое опахивание (по-украински "оборювання"). Цель этого действа состояла в том, чтобы уберечь некий участок, село, а то и целое местечко от губительной заразы, поражавшей людей либо скот. В обряде принимали участие одни только женщины (а лучше всего "незазорные девушки"), которые ближе к полуночи впрягались в соху и "опахивали" ("оборювали") замкнутой бороздой защищаемое место. В иных случаях участницы надевали на себя белые сорочки, в других - обходились вообще без всякой одежды. Если во время шествия попадался на пути случайный мужчина, его могли крепко побить, потому что из-за его нескромности магия теряла силу...



Опахивание. С картины Григория Мясоедова (1876 г.)

Колоритное описание реального случая "оборювання" на Киевщине попалось мне в документах Центрального государственного исторического архива Украины (Киев), фонд 442. Дело было летом 1848 года в старинном местечке Радомысльского уезда под названием Чернобыль (теперь-то оно всем известно). Надо сказать, что у населения Чернобыля были все основания бояться эпидемии холеры, которая в ту пору проникла из азиатских стран на украинскую землю. За несколько месяцев до этого от нашествия холеры серьезно пострадал Киев, где из 1680 заболевших излечилось только 690 - смертность, таким образом, достигла 59%!

Итак, слово архивным документам. Стилевые особенности по возможности сохранены.

Господину Киевскому военному, Подольскому и Волынскому Генерал-Губернатору
Радомысльского Земского Исправника Рапорт

3 июля 1848 года
№ 314

Пристав 5 стана рапортом от 30-го июня за № 2297 донес мне, что по возврате его из отлучки в м. Чернобыль узнал он, что... в ночное время против 28 числа в самую почти полночь появилась на улице шайка девок нагих, около 40 душ с распущенными волосами, из коих одна несла косу, другая образ святый, третяя зажженную свечу, а протчие, запрягшись в соху, тянули оную по улицам. Жители м. Чернобыля, состоящие из разных исповеданий, стревожены были сим до чрезвычайности и почти все пришли в смущение. Действием нижних полицейских служителей по распоряжению находившегося в м. Чернобыле кандидата на полицейские должности Гутковского задержано из них 6 душ и соху, а протчие со свечою и иконою ушли, задержанные посажены были в съезжий двор впредь до приезда станового пристава, но благочинный 6-ой части протоиерей Шиманский требовал освобождения их и затем, придя сам лично со своими причетниками, 28 числа освободил всех задержанных и взял соху. Соха эта принадлежала приходскому священнику Лузанову, зятю протоиерея Шиманского. И как чиновник Гутковский объяснил: то шайка тех нагих девок некоторых из жителей перепугала, причинила побои и в одном доме выбила окошки, а еврея Нохим Волька Наровлянского, оступив на улице около дому, все нагие девки причинили побои, и что они ходили с этим волшебством с дозволения священника и икона дана им из церкви. При расспросе же приставом 5-го стана протоиерея Шиманского, для чего он позволил себе вмешиваться в распоряжения действий полиции, то он ничего удовлетворительного не ответил, и в ночное время 29 числа вновь собралась толпа нагих девок на улице около Ильинской церкви и несмотря что полицейские служители, которые при первом появлении их разгоняли, не уступали, а потому помощником пристава схвачены 3 девки уже одевшиесь в платье, а протчие разбежались. Благочинный протоиерей Шиманский домогался у пристава освобождения их без всякого упоминания, и когда его прозьба уважена быть не могла, потому только дабы не дать повода к збору новой шайки; ибо многие отзывались при задержании, что они не опасаются никакого наказания, ибо им дозволило Духовенство собираться толпою нагими и оборывать местечко, и что если они сие исполнят, то болезнь холера, ныне действующая во многих местах, прекратится. Но жители м. Чернобыля и в особенности евреи домогались прекращения сего. Благочинный Шиманский, выйдя из дома становой квартиры к крестианам, коим пристав внушал, дабы они в суеверие не верили и не дозволяли бы своим дочерям решаться на подобные поступки, кричал дабы сошли со двора, которые несмотря на увещания пристава разбежались. - Обстоятельство это представляя на благоусмотрение Вашего Высокопревосходительства, имею честь доложить: 1-е что как жители м. Чернобыля допустились суеверия по наставлению Духовной особы, а действие протоиерея Шиманского принято лицами других исповеданий за колдовство, а потому, хотя при этом не произошло более никакого поступка, однакож дабы суеверие это не могло иметь влияния на всех жителей и самое Духовенство не теряло бы приличного ему религиозного уважения, я долгом щитаю просить Вашего Высокопревосходительства, не угодно ли будет для усовещания жителей м. Чернобыля помимо протоиерея Шиманского командировать другого священника, а с протоиерея Шиманского за неприличные его сану действия в пример протчим не оставить без должного взыскания, и 2-ое что о сем сего же числа донесено мною и Господину Начальнику Губернии.

Земский исправник полковник Рузи

Это донесение составил отставной полковник Александр Рузи, в прошлом - участник Отечественной войны 1812 года, а после описанных событий еще занимавший должности радомысльского и бердичевского городничего. Но куда более громкое имя носил адресат послания - начальник Юго-Западного края, генерал от инфантерии Дмитрий Гаврилович Бибиков. Вплоть до 1919 года нынешний бульвар Тараса Шевченко в Киеве назывался Бибиковским бульваром.



Д.Г.Бибиков

Дмитрий Гаврилович был грозным сатрапом, любимцем своего шефа - царя Николая I, за упущения по службе мог жестоко наказать. Но в данном случае претензии радомысльского исправника касались духовных особ. И генерал-губернатор в соответствии с заведенными порядками послал запрос самому высокопоставленному лицу в Киеве по ведомству православного исповедания - киевскому митрополиту Филарету (Амфитеатрову).



Митрополит Филарет

Владыка Филарет, ныне причисленный к лику святых, оставил по себе благодарную память как один из самых искренних и добрых иерархов. Но наряду с добротой его отличало природное достоинство, с которым он нес свой сан перед мирскими вельможами. Святитель Филарет мог смело, без угодничания говорить с самим императором Николаем. И никому не давал в обиду своих батюшек, хотя, бывало, сам распекал их за недостойные поступки в свойственной ему добродушной манере.

Генералу Бибикову пришлось дожидаться ответа больше трех месяцев. За это время по поручению владыки Киевская духовная консистория навела свои справки, после чего митрополит отправил начальнику края послание, суть которого может быть вкратце изложена так: факты не подтвердились, но строгие меры приняты.

Его Высокопревосходительству господину Киевскому, Подольскому и Волынскому военному губернатору Димитрию Гавриловичу Бибикову
№ 9012
Октября 20 дня 1848 года

Высокопревосходительный Господин
Милостивый Государь!

На почтеннейшее отношение Вашего Высокопревосходительства от 8-го июля сего года за № 6464-м с препровождением копии рапорта Радомысльского земского исправника, о неблаговидных поступках м. Чернобыля протоиерея Феодора Шиманского и его зятя священника Лузанова, заключающихся в выдаче будто бы крестьянским девкам иконы и сохи для оборания того местечка и прекращения эпидемической болезни - холеры, возвращая при сем прописанное донесение земского исправника, честь имею уведомить Вас, Милостивый Государь, что протоиерей Шиманский, будучи вызван в здешнюю Консисторию, против прописанного донесения земского исправника отозвался, что подобные суеверные поступки между простонародием, каковые учинены малолетними девушками местечка Чернобыля без ведома его Шиманского, везде водятся при появлении какой-либо болезни на людей или падежа на скот, чего впрочем искоренить невозможно. Икона взята ими из дома тамошнего жителя Радиона Новака, а соха с ярмом выдана им церковным сторожем, без ведома священника Лузанова, который на тот раз был в отсутствии. Взятых по сему делу полицейским чиновником Гутковским под арест девушек он Шиманский не выпускал и с ходатайством об них ни к кому не обращался, хотя же и был того дня в канцелярии пристава, но собственно за отобранием церковного плана, а по выходе из той канцелярии заходил к нему приставу для получения объявлений о уплате помещиками крестьянам за рабочие дни, каковые объявления отданы господином Предводителем Дворянства для передачи ему Шиманскому. Жителей местечка Чернобыля в то время, когда наказывал девушек оный пристав, к себе не приглашал, а потому он их оттуда и не выгонял. По рассмотрении такового отзыва протоиерея Шиманского вследствие распоряжения моего от 28-го сентября за № 8105-м предписано из Консистории Радомысельскому Духовному Правлению о строжайшем подтверждении протоиерею Шиманскому и священнику Лузанову, чтобы они по долгу звания своего старались всемерно вразумлять прихожан своих и отвращать от подобных суеверных действий.

Призывая на Вас благословение Божие с истинным почтением и совершенною преданностию честь имею быть
Вашего Высокопревосходительства покорнейший слуга
Филарет Митрополит Киевский

Тем и закончилась попытка чернобыльских девиц отстоять свое местечко от холеры. Как видим, в итоге хуже всех пришлось побитому чернобыльцу Нохим Вольку Наровлянскому, - но уж совершенно незачем ему было среди ночи ошиваться "на улице около дому" и пялиться на чужой обряд.

Не могу сказать, посещала ли в том году Чернобыль губительная эпидемия, - знаю только, что через год местечко изрядно пострадало от пожара. К слову, приходская Ильинская церковь, упомянутая в донесении, существует и даже действует по сей день, только ее нынешнее каменное здание было построено уже в 1878 году, а тогда, в 1848-м, храм священника Лузанова был деревянный.

Сейчас мы видим, что для борьбы с грозящим всем нам COVID-19 применяются совсем другие методы. Но кто знает - не придется ли, когда потеплеет, вспомнить о старинных народных средствах?



На изображении второй половины XIX века - обряд "оборювання" в Екатеринославской губернии. Как видим, здесь он имеет более благопристойный вид, нежели в приведенных документах

Эпидемия, Чернобыль

Previous post Next post
Up