К вопросу о резиденциях президента Украины

Jun 27, 2019 17:44

Чтобы никто не говорил, что при новой власти стало неинтересно жить, скучать нам не дают.

Ну, заявления о переносе столицы Украины неведомо куда из «пропитанного взятками» Киева спишем на аномальную жару.



Но еще перед этим начались весьма конкретные разговоры о переезде администрации (или, по-новому, офиса) президента из серого монументального корпуса по улице Банковой в помещение «Украинского дома» на Европейской площади. А в нынешнем здании АП предлагают устроить музей.

Если бы такое предложил кто-нибудь из обычных граждан, ему бы вежливо указали на элементарный здравый смысл. «Украинский дом», как известно, был изначально построен в начале 1980-х для филиала музея Ленина, с соответствующими экспозиционными пространствами и хранилищами. А здание на Банковой в 1930-е годы реконструировано из двух старинных корпусов штаба КВО, потом передано под кабинеты ЦК КПУ, у которого это строение унаследовал президентский офис. То есть, превращать административное помещение в музей, а музей в административное помещение - по здравому смыслу примерно то же самое, что менять функциями умывальник с писсуаром. При желании можно, конечно, мочиться в умывальник или умываться в писсуаре, даже сконструировать приспособления на высоком уровне дизайна, - только нормально ли это?

Однако идея рокировки АП с «Украинским домом» высказана не простыми смертными, а спущена с высот властного Олимпа. Поэтому обречена на то, что СМИ будут ее обсуждать всерьез, а государственным чиновникам придется тратить рабочее время на поиски путей к ее реализации, - не станут же они докладывать наверх: «Подумайте хорошенько и предложите что-нибудь более логичное».

С другой стороны, нет оснований не верить новому президенту Украины, когда он говорит, что ему «нельзя находиться» в прежнем здании АП и он хочет оттуда побыстрее переехать.



Его предшественники по должности все же прошли определенную закалку в номенклатурных кабинетах, занимая должности партийных секретарей, губернаторов, министров и премьер-министров. В доме на Банковой все эти совковые и постсовковые лестницы, коридоры, залы, кабинеты своей чиновничьей помпезностью действительно могут с непривычки помрачить творческие мозги.



Да и символы прошлых эпох незримо давят. Не столь уж давно над капителями колонн размещался герб СССР (именно СССР, а не Украинской ССР).



А во время нацистской оккупации, когда в этом доме находилась администрация генерал-комиссариата «Kiew», под советским гербом висел флаг со свастикой.

Исходя из всего этого, позволю себе высказать свои соображения насчет переноса «офиса президента». Разумеется, соображения субъективные и не претендующие на истину в последней инстанции.

Касательно того, куда мог бы переехать президент со своим аппаратом, я даже и не придумал ничего нового. Еще, помнится, Виктор Ющенко поглядывал на комплекс Министерства здравоохранения по улице Михаила Грушевского, 7, по соседству с Мариинским парком.



Если прозвучавшие уже заявления о значительном сокращении штатов в «офисе президента» - не популистский треп, то объем этого комплекса может быть вполне достаточным.



История его начинается с того, что в 1870-е годы по желанию царицы Марии Александровны был разбит уютный Мариинский парк, а рядом с ним, над днепровским склоном, в 1874-1875 годах соорудили так называемую Удельную контору - офис местного Удельного ведомства, отвечавшего за имущество императорской фамилии. Академик архитектуры Виктор Сычугов нарочно оформил фасады в духе барокко, по мотивам расположенного поблизости Царского (Мариинского) дворца.



В помещении конторы были и казенные квартиры. Одну из них, к слову, занимал помощник управляющего Иван Дмитриевский - близкий друг семьи Марии Вилинской-Маркович, хорошо известной нам под псевдонимом Марко Вовчок. Посещая Киев, писательница не раз останавливалась у Дмитриевского.

После февраля 1917 года Удельное ведомство было упразднено. Одно время Удельную контору занимали военные. Но в июне 1919-го здание отобрали у школы Коммунистического караульного полка и передали органам соцобеспечения. Здесь разместили «Дом увечного ребенка» - стационар для детей, получивших тяжелые травмы от военных действий или от хронических болезней.

В 1924 году учреждение переименовали в Всеукраинский государственный детский ортопедический институт (с 1931-го - Всеукраинский институт травматологии и детской ортопедии). Здесь лечили детей с врожденными пороками развития конечностей и костно-суставным туберкулезом. С 1934 года название уже отражало медицинскую помощь пациентам всех возрастов - Украинский научно-исследовательский институт ортопедии и травматологии. К старому корпусу бывшей Удельной конторы пристроили новое обширное здание, завершенное в 1937 году.



В августе 1952 года Институт травматологии и ортопедии перевели на улицу Воровского (Бульварно-Кудрявскую), 27, где он действует по сей день. На улице Кирова (Михаила Грушевского), 7 с тех пор находится республиканское Министерство здравоохранения (до 1980 года часть помещений в этом же комплексе занимал организованный при министерстве Институт общей и коммунальной гигиены).



Таким образом, нет оснований искать на улице Михаила Грушевского, 7 источники «вредной ауры» - совсем даже наоборот. В то же время комплекс МЗ неплохо вписался бы в новые функции. Красивое старинное здание может стать рабочим местом президента, а для офисного аппарата подойдет пристройка 1937 года, размещенная уютно и живописно.



Подъездные пути к этому комплексу уже организованы в тылу Мариинского парка и с Парковой дороги.



Торжественные приемы на высшем уровне сам Бог велел проводить в соседнем Мариинском дворце.



Если же возникнут позывы к митингам, массовым протестам, - для этого давно опробована просторная площадь Конституции, причем (что очень важно) не будет парализовано движение транспорта через центр города.



С другой стороны, отправить МЗ на Банковую - значит хотя бы символически поднять авторитет этого министерства, одного из важнейших в социальном смысле, но вечно обделенного бюджетом.



Медики - народ закаленный, кому, как не им, справляться с нездоровой аурой. Впрочем, часть наиболее одиозных помещений можно было бы выделить в секцию с отдельным входом и сделать там музейную экспозицию по истории ЦК и президентской власти.

Добавлю еще, что совсем неподалеку стоит большой жилой дом, выстроенный в 1930-е годы специально для врачей (ул. Заньковецкой, 5/2). Там, к слову, жил Лев Медведь - один из самых известных руководителей украинского здравоохранения.

Что же тогда делать с «Украинским домом»? Да ничего не делать (кроме, разумеется, текущих ремонтных работ, восстановления фонтанов и т.п.).

Во-первых, у бывшего филиала музея Ленина тоже не все благополучно с аурой.



Во-вторых, специальные хранилища в этом здании содержат десятки, если не сотни тысяч музейных экспонатов (в частности, фонды Музея истории Киева), поспешный перенос которых в неприспособленные помещения может нанести непоправимый ущерб.



Наконец, за последние десятилетия «Украинский дом» занял прочное место в культурно-художественной жизни столицы. Отобрать его у людей ради сомнительной прихоти - едва ли это оправданно. Пусть остается популярной ареной фестивалей, вернисажей, книжных и художественных ярмарок.

Но вот еще что. Вариант рокировки АП с «Украинским домом» предлагал в качестве приманки обширные помещения в здании на Банковой под художественное музейное собрание. То, что их облик и планировка плохо вяжутся с этой функцией, понятно. Однако новые экспозиционные площади для произведений искусства Киеву, безусловно, нужны. Можно ли найти их где-то еще?

Разумеется, можно. Причем на той же улице, только с противоположной стороны.



Здание на Банковой, 10 всем хорошо известно как «дом с химерами». Его внешний облик привлекает внимание буквально с первого взгляда. Популярность этого здания была велика с самого появления, когда знаменитый архитектор и страстный охотник польского происхождения Владислав Городецкий соорудил свой доходный дом на крутом склоне, а скульптор-итальянец Элио Саля украсил его бетонными статуями юных наяд и многочисленных животных.



Надо сказать, что и внутреннее оформление дома Городецкого эффектным разнообразием не уступало наружному. Но так уж сложилось, что побывать внутри «дома с химерами» мог далеко не каждый. Многие годы здесь размещалась ведомственная поликлиника ЦК КПУ. Потом, уже в постсоветский период, шла длительная реставрация.

И вот, наконец, 30 августа 2004 года президент Леонид Кучма подписал указ № 1024 «Про Музейно-культурний центр «Мистецькі шедеври України»».

Этот документ гласил:

«З метою популяризації неоціненних художніх надбань національної культурної спадщини та розвитку музейної справи в Україні

постановляю:

1. Кабінету Міністрів України:

- утворити у місячний строк в установленому порядку Музейно-культурний центр «Мистецькі шедеври України» (далі - Центр) на базі пам’ятки архітектури - будинку В. Городецького (м. Київ, вул. Банкова, 10);

- передбачати під час розроблення законопроектів про Державний бюджет України на 2005 та наступні роки видатки для забезпечення діяльності Центру.

2. Міністерству культури і мистецтв України разом з Державним управлінням справами розробити у місячний строк концепцію діяльності Центру, визначити порядок його роботи, передбачивши широкий доступ відвідувачів до експозиції.

3. Державному комітету телебачення і радіомовлення України забезпечити висвітлення заходів, пов'язаних з підготовкою експозиції та відкриттям Центру.

Президент України Л.КУЧМА»



Люди видели на «доме с химерами» табличку с анонсом будущего музея, радовались и ждали окончания работ. Да только «не так сталося, як гадалося». Сменивший Кучму Виктор Ющенко, как известно, увлекался коллекционированием. Надо полагать, ему не хотелось выпускать из рук столь исключительный раритет. И бывший дом Городецкого превратили в «Резиденцию для приема почетных гостей Президента Украины» (указ Кучмы насчет Музейно-культурного центра был отменен указом Ющенко от 29.12.2006 г.). Как бы в компенсацию осуществили проект «Мистецький Арсенал», но только исполинские помещения на Печерске больше годятся для временных выставок и ярмарок, нежели для постоянной музейной экспозиции.

А «дом с химерами» с тех пор так и остается недоступным.



Или почти недоступным (раз в неделю сюда пускали несколько десятков человек по предварительной записи, с ограниченной возможностью фотосъемки).

Но если нынешний президент твердо решил съехать с Банковой, то тем более исчезает надобность в особой резиденции, изъявшей из общественного пользования легендарный дом Городецкого.

Отсюда напрашивается очевидный вывод. Что бы ни решили, в конечном счете, с местонахождением президентского офиса, уже прямо сейчас можно было бы вернуться к указу от 30.08.2004 г. и устроить в «доме с химерами» общедоступный музей. В его помещениях прекрасно разместилась бы, к примеру, богатейшая коллекция украинского модернизма из собрания Национального художественного музея. Мне кажется, никакие государственные соображения не препятствуют такому решению. А люди скажут за это искреннее и единодушное «спасибо»!

Все зависит от Вас, уважаемый Владимир Александрович.
Previous post Next post
Up