ЗРК «Тор-М2К» ижевского производства будут охранять строящуюся атомную электростанцию в Белоруссии

Jun 25, 2018 15:44



Руководство Беларуси направило новейшие зенитно-ракетные комплексы «Тор-М2К» производства Ижевского завода «Купол» на охрану с воздуха строящейся атомной электростанции в Островце.

1 июня министр обороны Андрей Равков вручил боевое знамя 1146-му гвардейскому зенитному ракетному полку ВВС и войск ПВО и открыл в Островецком районе Гродненской области новый военный городок. Глава белорусского МО уточнил, что полк будет нести боевое дежурство с конца лета.

В число основных задач нового воинского формирования входит прикрытие с воздуха Белорусской АЭС в Островце и воздушного пространства страны на северо-западном направлении.

Возрожденный полк

1146-й гвардейский зенитно-ракетный полк был расформирован в 2001 году и возрожден 1 декабря 2017 года в Барановичах. Часть оснащена зенитными ракетными комплексами (ЗРК) малой дальности 9К332МК «Тор-М2К».

«Полк сформирован, он оснащен новыми ЗРК «Тор-М2». Он будет пятибатарейного состава и дислоцироваться под Островцом», - информировал Равков еще 14 февраля.

Тогда же министр сообщил, что в текущем году Беларусь в дополнение к четырем уже имеющимся купит еще одну батарею ЗРК «Тор-М2». Контракт о покупке был заключен с российским концерном «Алмаз-Антей» минувшей осенью.

По мнению ряда независимых экспертов, создание столь мощной части ПВО для охраны БелАЭС объясняется прежде всего неоднократными нарушениями воздушной границы нашей страны со стороны Литвы.

Последнее из них произошло 19 апреля 2017 года, когда литовский летательный аппарат углубился на территорию Беларуси на расстояние до 8 км и затем, совершив разворот, покинул пределы ее воздушного пространства. Все время нахождения над нашей территорией воздушное судно контролировалось средствами белорусской ПВО.



Эхо «плюшевого десанта»

Комментируя по горячим следам этот эпизод, военные аналитики не исключили, что воздушный нарушитель действовал умышленно, чтобы вскрыть конфигурацию белорусской ПВО на этом участке границы. Более того, некоторые посчитали, что в свете этого инцидента иначе выглядит и нашумевший «плюшевый десант».

Речь идет о нарушении воздушной границы Беларуси 4 июля 2012 года легкомоторным самолетом, который пилотировали шведские граждане. Хотя нарушения воздушной границы на литовском направлении неоднократно происходили и до того (причем некоторые из этих полетов не фиксировались ни военными, ни пограничной службой), именно этот случай вызвал колоссальный общественный резонанс и, как следствие, оргвыводы со стороны Александра Лукашенко.

Дело в том, что маленький шведский самолетик с десантом игрушечных медвежат показал техническую неспособность ВВС и войск ПВО Беларуси эффективно противодействовать низколетящим воздушным целям.

Проблема эта присуща в той или иной мере всем системам ПВО. Однако в последнее время она приобрела особую остроту. Практически все современные летательные аппараты, кроме сверхзвуковых, могут совершать полеты на высотах от 5-10 до 150 м.

Этим могут воспользоваться не только потенциальные государства-агрессоры, но и отдельные террористы или просто авантюристы. Так что проблему обнаружения и поражения низколетящих аэродинамических пилотируемых и беспилотных аппаратов следует рассматривать и в контексте защиты жизненно важных объектов гражданской и военной наземной инфраструктуры от воздушного терроризма.

Весьма уязвимыми для терактов с воздуха являются тепло- и гидроэлектростанции, хранилища горючих и химически активных материалов, арсеналы и склады боеприпасов. Но особенно катастрофические последствия может иметь воздушное нападение на атомную электростанцию. Такая угроза станет вполне реальной и для Беларуси после пуска в эксплуатацию АЭС в Островце.

«Тор» - оружие серьезное

Этим, очевидно, и объясняется ускорение темпов перевооружения ВВС и войск ПВО Беларуси современными образцами радиолокационной и зенитно-ракетной техники, «заточенными» под низколетящие цели.

Российский «Тор-М2», поступающий на вооружение белорусских ВВС и войск ПВО, является весьма эффективным средством поражения самолетов, вертолетов, аэродинамических беспилотных летательных аппаратов, управляемых ракет и других элементов высокоточного оружия, летящих на средних, малых и предельно малых высотах (от 0,01 км), в сложной воздушной и помеховой обстановке, днем и ночью, в любых погодных и климатических условиях. В том числе «Торы» готовы сбивать летательные аппараты, изготовленные с применением технологии «стелс».

Одна зенитная ракетная батарея - это четыре боевые машины (БМ), каждая из которых имеет боекомплект из 8 зенитных управляемых ракет (ЗУР) 9М330 вертикального пуска; две транспортно-заряжающие машины, которые перезаряжают БК боевых машин за 18 минут; мастерская технического обслуживания; батарейный командный пункт «Ранжир» и подвижная трехкоординатная радиолокационная станция дециметрового диапазона кругового обзора дежурного режима «Каста».

«Тор» максимально автоматизирован. Его аппаратура и программное обеспечение позволяют обнаруживать, опознавать и ранжировать цели по степени опасности. Комплекс в состоянии сопровождать 48 целей и обеспечить одновременное поражение четырех из них, параллельно выбрав оптимальный момент срабатывания радиовзрывателя боевой части ЗУР. Оператору остается выбрать из предложенного программой перечня целей те, что подлежат уничтожению в первую очередь, и дать команду на пуск ЗУР.

В случае отражения массированного воздушного удара, когда опоздание даже на доли секунды может иметь роковые последствия, есть возможность перевести ЗРК в полностью автоматический режим.

При необходимости две боевые машины ЗРК могут работать в режиме «звено», когда одна БМ может выдавать целеуказание по проводной или беспроводной связи другой БМ, удаленной от первой машины на дистанцию до 5 км и действующей с неработающей РЛС.

Дальность действия станции обнаружения целей ЗРК - 32 км, максимальная скорость поражаемых воздушных объектов до 700 метров в секунду. Зона поражения «Тора» - до 15 км по дальности и до 10 км по высоте.

Начиная с декабря 2011 года колесная версия этого ЗРК - «Тор-М2К» поступала на вооружение 120-й зенитной ракетной бригады в Барановичах. Четыре года назад был сформирован дивизион «Тор-М2». Теперь, как видим, создан полк для охраны с воздуха БелАЭС. На его вооружении находится практически вся имеющаяся в нашей стране новейшая зенитно-ракетная техника.

И, учитывая чернобыльский синдром, создание под Островцом столь мощного щита ПВО не кажется излишней мерой.
Previous post Next post
Up