Харьковчане в 2021 году балуют разного рода транспортными мероприятиями. В мае состоялся троллейбусный парад, на который я по определенным причинам не смог приехать. А в июле решили провести парад трамвайный. И вот на него-то я и вознамерился попасть.
Сделать это оказалось не так-то просто. Сначала парад дважды перенесли: с 11 июля на 18, а потом - на 25. Когда стало окончательно понятно, что парад таки проведут 25 июля, на поезда уже не было нормальных билетов. И когда я уже настроился не ехать, вдруг появилось комфортабельное место в поезде №63/64 «Обериг» Киев-Харьков (22:50-05:35). Удовольствие было не из дешевых: за билет я отдал почти 600 грн! Но чего не сделаешь ради интересного мероприятия?! Билет я все-таки купил, наскоро собрался и уже через полтора часа выдвинулся на вокзал Киев-Пассажирский.
***
Поезд «Обериг» уже стоял там, в виде локомотива ЧС4-095 и 11 вагонов, причем большинство (и мой в том числе) были окрашены в фирменную бело-синюю окраску. Мой вагон был почти в самой голове.
Показав проводнику билет, я поднялся в купе. Моими попутчицами оказались три женщины, причем они были очень болтливыми. От их рассказов о личной жизни подчас хотелось залезть на стенку. Быстро лечь тоже не удалось: только через полтора часа после отправления болтушки наконец угомонились, и мы все улеглись спать. Но не успел я сомкнуть глаз, как в дверь постучал проводник: вставайте, проехали Люботин и подъезжаем к Харькову!
***
Город, который часто называют «первой столицей», встречал меня «глобусами» - старыми электропоездами ЭР2 с круглыми «мордами»
Еще не было 6 утра, а привокзальная площадь уже жила своей жизнью. С первого взгляда можно было запутаться, кого там больше: людей или голубей
А харьковский вокзА неизменно выделялся своей щербатой монументальностью
До парада оставалось еще 5 часов, и я решил пройтись по городу. По пути мне попался Благовещенский собор
Еще один собор гордо смотрел на реку Лопань
На том берегу реки, под сенью «Чайханы», расположилась красивая клумба
Когда я вошел в центр города, меня приветствовал «Дом со шпилем»
Но в этот раз я в центре задержался ненадолго, и вскоре уже шагал по Московскому проспекту.
Внезапно перед моими глазами предстало зрелище: вся улица перерыта, везде щебенка, и трамвайные рельсы переделываются. Я дошел до того участка, где как раз проходила реконструкция трамвайных путей, из-за которой маршрут №6 временно не ходил.
Впрочем, рельсы были уложены на большей протяженности участка
Осмотрев ремонт трамвайных путей, я отправился пешком в парк им. Горького. А немного погуляв по парку, отправился в трамвае Tatra-T3SU №645+646 маршрута №26 на станцию метро «Героев Труда»
В 2020 году в Харьков начали поступать троллейбусы PTS-12. Будучи оборудованными увеличенным автономным ходом, они позволили запустить маршруты частично без проводов. Первый такой маршрут, №48, как раз начинается от станции метро «Героев Труда».
Не без усилий я нашел троллейбусную конечную, и вот ко мне подъехал PTS-12 №2740 - на тот момент самый новый троллейбус в городе! Естественно, я захотел в нем покататься. Проехал весь маршрут до конечной «Северная-5»
Обнаружив там тропинку, дошел до трамвайной конечной «Салтовская» и воспользовался маршрутом №27, доехав до метро «Защитников Украины»
А оттуда направился на Сергиевскую площадь. Там уже был трамвайный движ.
***
До начала трамвайного парада было 45 минут, но трамваи уже были наготове. Вокруг них сновали транспортные любители, снимавшие вагоны со всех сторон. Я тоже предался этому развлечению
Возглавлял колонну вагон Т3-ВПНП №575 - представитель единственной в Харькове полунизкопольной модели. Конкретно этот вагон - еще и самый новый в городе, хотя, возможно, пребывает в таком статусе последние месяцы: на параде пообещали уже в сентябре представить новые 1- и 3-секционный трамваи
За ним стояли обычный вагон Татра-Т6А5 №4547
и не менее обычный Татра-Т6В5 №4570
В салон любого трамвая можно было зайти и поснимать
Довольно интересный трамвай стоял дальше. Это Татра-Т3 №3050, последняя линейная харьковская двухдверка и старейшая пассажирская Татра-Т3 в мире!
Дальше следовал снегочист
А за ним - МТВ-82, который незадолго до парада получил номер 844
Люди продолжали крутиться возле трамваев, но я решил от них отделиться, пошел к Т3-ВПНП и занял в нем место
Сидячих мест уже не было, зато была свободной задняя площадка, с которой открывался неплохой вид
Оказалось, что моя стратегия была выигрышной. Перед отправлением в вагоне было уже столько людей, что повернуться можно было с трудом! Желающих ехать было настолько много, что перед самым отправлением на Сергиевскую площадь подогнали еще несколько обычных Татр - и они тоже заполнились!
Об отправлении никто не предупредил. Просто в 11:00 вагон плавно тронулся с места. А за ним - и остальные.
Я упоенно снимал из заднего окна, но, увы, мне мешала ложка дегтя: система кондиционирования в Т3-ВПНП явно не была рассчитана на такое количество людей, и до задней площадки просто не доставала. Солнце палило немилосердно! Мы все обливались потом, а моя камера несколько раз выключалась от перегрева! Еще и где-то посреди дороги мы вдруг остановились, так как, по словам водителя, выбило подстанцию. Поэтому, когда трамвай остановился на остановке «Госпром», я чувствовал себя, как после долгого трудового дня
Но парад еще не кончился. Вагоны поехали дальше, к парку им. Горького. Я пересел в один из вагонов, подогнанных перед самым парадом - Татра-Т6В5 №4551, в котором ехали мои товарищи. Пусть не так экзотично, как Т3-ВПНП, но Т6В5 все равно в этих местах регулярно не работают
Вот так и прошел парад. В процессе поездки я снимал видео, в основном виды из заднего окна Т3-ВПНП и пару кадров Т6В5 в необычных для него местах. Вот что получилось:
Click to view
А мы с товарищами пошли кататься по Малой Южной железной дороге, иначе известной как Харьковская ДЖД. Она как раз недалеко оттуда. Несколько раз в день (не каждый день!) по этой дороге курсирует поезд, преодолевающий расстояние между конечными станциями Парк и Лесопарк за 10 минут. Стоимость проезда может приятно удивить: 26 грн! И это в две стороны (односторонние билеты не продаются)
Click to view
Накатавшись вдоволь, мы пошли назад на Госпром, где проходила трамвайная выставка. По пути зашли в парк им. Горького, где увидели примечательное колесо обозрения
А когда мы добрались до Госпрома, первым, что привлекло наше внимание, был... троллейбус
Что PTS-12 №2701 делал на трамвайной выставке, осталось неясным
Но вернемся к трамваям. Вход в них был свободным, и можно было пощелкать салоны
Народ с упоением снимал фото и видео со всех возможных ракурсов. Однако меня в первую очередь интересовало не это. Покатавшись в новом трамвае, я решил покататься и в старом.
Старейшим пассажирским вагоном, представленным на параде (по общему убеждению - на самом деле нет), был Х. Однако оказалось, что он пассажиров не перевозит, и мы сотоварищи эмигрировали в вагон МТВ-82 , незадолго до того перенумерованный в №844
И здесь нам улыбнулась удача: двери закрылись, и вагончик тронулся! Нам сказали, что вагон довезет нас по маршруту №12 до Южного вокзала
И вот мы оказались на Южном вокзале. Но... пассажиры отказались выходить из вагона! Они толпой пошли к водителю с просьбой довезти их до депо - а депо, между прочим, аж на Салтовке! Водитель какое-то время ломался, но потом махнул рукой, все заняли свои места - и вагончик снова тронулся, на сей раз через весь Харьков!
Я упоенно снимал из форточки, открытой снизу. И вот эта форточка меня конкретно вымораживала: зафиксировать ее надежно так и не удалось, и она все время на меня падала. Но в результате у меня все же получилось снять видеоэкскурсию по Харькову из МТВ-82. Вот она:
Click to view
А вот и МТВ-82 на метро «Героев Труда». С пассажирами. Согласитесь, не каждый день такое можно увидеть!
Прыгнув в метро, я снова поехал в центр
И обнаружил в центре красивый световой фонтан
День тем временем уже клонился к завершению. Поэтому я, будучи изрядно уставшим, отправился спать в гостиницу.
***
На другой день я был на ногах уже в 6 утра. Метро довезло меня до станции «Индустриальная» - самой восточной станции метро в Украине
Выйдя из-под земли, я обнаружил троллейбус Богдан-Т70117 №3607 маршрута №46. Решено - еду в нем!
Покинул я троллейбус на остановке «Микрорайон Солнечный»
Судя по карте, от этой остановки проходила широкая дорога на Рогань, к троллейбусному маршруту №45. Ага, куда там! Пришлось идти либо по обочине, либо по каким-то чигирям, временами серьезно удаляясь от основной дороги. Впрочем, интересные находки мне все же попадались. Вот, например, автобус, идентифицированный народом как «Чернигов»
А еще мне попалась платформа Горизонт на железнодорожной линии Лосево-Граково
Пройдя железную дорогу, я посмотрел по GPS, что там по маршруту №45. И обнаружил, что на него как раз вышел Богдан-Т70117 №3626 - на тот момент второй по новизне Богдан в городе. И он как раз был на роганской конечной. Обрадованный, я пошел вперед - по карте улица, по которой проходит маршрут №45, была совсем рядом. Однако эта улица неожиданно проявила магическое свойство - отодвигаться от ищущих ее. Возможно, я не там повернул, однако идти мне пришлось действительно долго. А когда внезапно спереди показался едущий на полной скорости 3626, я обреченно подумал: не успею. Но - успел! Остановка оказалась за углом. Счастливый, я доехал в новом троллейбусе до конечной «Ул. 12-го Апреля»
Но счастье на этом не закончилось. Еще из окна 3626 я увидел, как с другой стороны к конечной подъезжает нечто красно-белое. И точно - это оказалась Škoda-15Tr №2503, один из старейших троллейбусов Харькова! Шкод (как гармошек, так и одиночек) на ходу осталось от силы 5 штук. 2503 следовал по маршруту №3, и я доехал в нем до пр. Героев Сталинграда
А затем перешел дорогу, сел в трамвай Татра-Т6А5 №4532 маршрута №8 (кстати, этот трамвай участвовал и в параде) и, проехав Балашовский мост,
Click to view
вышел возле метро «Защитников Украины»
Оттуда я направился на Южный вокзал. Большинство людей приходит туда затем, чтобы уехать из Харькова. Мне тоже это предстояло, но ненадолго. Моя электричка - ЭР2Р-7069 рейсом №6517 Харьков-Дубово - уже стояла на 1 пути
Надо сказать, 8-вагонный электропоезд был заполнен довольно плотно, я с трудом нашел свободное место у окна. В 11:05 мы отправились, вскоре выехали из Харькова, и в 11:24 я покинул поезд на станции Покотиловка
Click to view
Потом пешком пошел назад в сторону Харькова. Внезапно, дойдя до переезда, я обнаружил, что он перекрыт шлагбаумом, к которому стоит вереница машин. Значит, что-то будет! И «что-то» не замедлило появиться
Click to view
Сняв поезд, я пошел дальше. Мне предстоял примерно 40-минутный переход в поселок Жихор.
Поселок стоит на берегу реки Уды. С моста над ней открывается весьма миловидная панорама
Сам поселок довольно ухоженный
Есть даже Вечный огонь
Но меня в этот поселок привлекло другое. 7 декабря 2020 года сюда пустили троллейбусный маршрут №49, обслуживаемый троллейбусами с УАХ - все теми же PTS-12. Жихорская конечная называется «Ул. Кутаисская»
PTS-12 №2710 я сознательно пропустил,
потому что знал - за ним приедет 2732, один из самых новых «автономников» в городе. Так и произошло
Я проехал в этом троллейбусе до противоположной конечной - ул. Университетской
и встретил там «старую знакомицу» - Шкоду №2503
Затем пошел на пл. Конституции. По пути встретил симпатичный рисунок трамвая
А пл. Конституции мне понадобилась, потому что оттуда начинается еще один «автономный» троллейбусный маршрут - №50, ведущий в микрорайон Пятихатки. Этот маршрут был открыт 7 (официально - 10) апреля 2021 года и имеет самый большой автономный участок среди всех подобных маршрутов в городе.
PTS-12 №2734 - тоже один из самых новых «автономников» - только выехал на линию из депо. По всей видимости, должным образом его не подготовили: на электрифицированном участке - до Лесопарка - штанги у троллейбуса слетали ровно 10 раз! Зато потом мы здорово разогнались и быстро доехали до пятихатской конечной, где водитель сразу полез разбираться со штангами
А я направился к находящейся неподалеку станции метро «Победа». Через лес. Пешком. Лучше бы я этого не делал!
Лес оказался очень глухим местом, в нем было много всякой живности, а один раз прямо у меня из-под ног шустро уползла какая-то змея! При этом Интернет почему-то не ловил, и я шел фактически наугад. Уже на подходе к Победе на пути оказалась какая-то речушка, которую пришлось переходить вброд, и я промочил ноги. В результате более чем через час, всеми правдами и неправдами, я таки добрался до «Победы».
Из-за того, что переход занял больше времени, чем было намечено, от первоначальных планов обкатки больших автобусов по маршруту №263э было решено отказаться. Взамен я словил автобус Богдан-А60110 №633 маршрута №119э, который довез меня в центр - на все ту же пл. Конституции
И тут я понял, что настало время говорить Харькову «до свидания!» Было почти 18:00, и до моего поезда оставалось чуть меньше 40 минут. Я направился на вокзал.
Во второй раз за день мне предстояло отправиться с 1 платформы. На сей раз я решил пройти на нее через здание вокзала
Вывеска привлекла мое внимание. Я ее раньше не видел
В Киев я решил ехать поездом Интерсити+. Он прибывает из Киева в 18:10 и отправляется обратно в 18:35.
Вскоре раздался гудок, и на платформу въехал HRCS2-006. Он привлек мое внимание рекламой на бортах. Любопытно, что УЗШК сообщила о запуске «обрекламленного Хюндая» только через день
Click to view
Почему-то в последнее время в сообщении Киев-Харьков-Киев наблюдается серьезный дефицит билетов - свой я выловил не без труда. Пассажиров действительно было много, и они спешно занимали места в вагонах. Я не стал исключением. Вагон хорошо кондиционировался - приятно было ощутить прохладу после очень жаркого дня.
В назначенное время мы отправились, и вскоре я уже наблюдал пейзажи соседнего областного центра - Полтавы, железная дорога в котором очень живописна
После Полтавы быстро стемнело. В 23:29, преодолев неполных 5 часов дороги, поезд финишировал на станции Кв-Пассажирский. Окинув его прощальным взглядом, я отправился домой
Поездка, на лишенная спонтанности, не обошлась без недостатков. Я изрядно потратился на билеты, питание и проживание. Кроме того, было очень жарко. Но все же приятная компания, интересное мероприятие и обилие необычного для киевлянина транспорта оставили приятное впечатление. Да и сам Харьков - город, где я все время чувствую себя хорошо.
Харьков - город, в который хочется возвращаться! И я не премину это сделать!