Дегуманизация - это довольно распространенная черта конфликтных ситуаций, когда противники намереваются получить поддержку для своих собственных действий, а также ослабить противника посредством жесткой риторики и распространения дезинформации.
Дезинформация часто использует дегуманизацию в качестве инструмента для очернения, в частности, вооруженных сил Украины (ВСУ). Это несмотря на то, что
официальная позиция Кремля (
вопреки доказательствам) заключается в том, что Россия не участвует в войне в Восточной Украине.
В свете новых заявлений о ВСУ, появившихся на этой неделе, мы сочли целесообразным проанализировать предыдущие примеры дезинформации об украинской армии. Никаких доказательств для их подкрепления предоставлено не было.
Во-первых, на этой неделе появился материал, в котором передается двойной посыл о якобы жестокости ВСУ и о низком уровне нравственности на Западе (еще одна
любимая тема прокремлевской дезинформации).
«
Богатые люди из западных стран могут купить право убивать мирных жителей на Донбассе, это «сафари» обеспечивается украинской армией».
Это ужасное и необоснованное заявление распространяется одной из официальных сторон конфликта, представителем самопровозглашенной Донецкой Народной Республики.
Во-вторых, появилось абсурдное утверждение, которое повторялось уже не раз:
«
Украинские зомби», сражающиеся с выстрелом в голову, реальны.
Это действительно страшно. Но что может быть еще страшнее? Спросите у
канала «Звезда», официального телеканала Министерства обороны России, и они дадут вам ответ - нацистские зомби!
«
Из могил вылезли настоящие живые мертвецы - нацистские зомби». В еще одном неподтвержденном материале сообщалось о том, что в украинских военных госпиталях происходит что-то подозрительное:
«Французские таможенники в аэропорту Орли перехватили партию донорских органов,
незаконно вывезенную из Украины. Контейнер содержал «более 200 носовых перегородок и сфинктеров ануса. Отправитель - Днепропетровский клинический военный госпиталь».
Также, согласно дезинформационым нарративам, ВСУ не уважает церковь и религию, как утверждается в следующем материале:
«
Военкомат (Украины) устроил облаву на призывников в монастыре. Монастырь был окружен и обыскан, военные пытались найти молодых людей, уклоняющихся от службы в армии».
Это заявление было быстро развенчано самим монастырем, который отрицал проведение каких-либо рейдов на его территории.
Также существуют материалы, направленные на принижение ВСУ, а не с целью вселить страх перед ними, например, утверждения о
вспышке чумы в ВСУ или о недостаточности призывников, и что поэтому
ВСУ вынуждены привлекать преступников. Хотя это и не исчерпывающий список, он служит иллюстрацией того, как прокремлевская дезинформация дегуманизирует Вооруженные силы Украины, чтобы уменьшить поддержку и сочувствие Украине.
Игра в провокацию 2.0
11 июня в рамках визита делегации ЕС в Украину началась целенаправленная кампания по дезинформации. На этой неделе мы решили получше разузнать об этой кампании.
Согласно дезинформации, украинские органы безопасности готовили провокацию на Донбассе; они якобы планировали сбить вертолет делегации ЕС, чтобы обвинить пророссийских сепаратистов в атаке.
Как мы подчеркивали ранее, это типичный способ прокремлевской дезинформации: предупредить о «провокации», чтобы посеять недоверие и раскол среди партнеров.
Дезинформация вновь поступила от одной из сторон конфликта: она была впервые опубликована на сайте так называемого Министерства государственной безопасности самопровозглашенной Донецкой Народной Республики. Материал активно распространялся в первый день после публикации, достигнув пика, а на следующий день распространение быстро сократилось и почти прекратилось через три дня.
Тот же материал был опубликован по крайней мере, на русском, английском, испанском, немецком и французском языках на более чем 70 различных сайтах; он была опубликован в Twitter, ВКонтакте, в блогах, на форумах, YouTube и даже в разделе с комментариями сайта Bloomberg, под новостной статьей.
Согласно аналитическому инструменту Brandwatch дезинформация набрала более 600 000 реакций в Twitter. Ей удалось получить обширное освещение в средствах массовой информации в России, но она не попала в основные СМИ в ЕС - по крайней мере, на анализируемых языках. «Спутник» позаботился о распространении на языках ЕС.
Структура распространения была разной для английского и русского языков. По состоянию на 7 часов утра 11 июня десятки русскоязычных дезинформационных СМИ опубликовали данное сообщение через короткие промежутки времени.
На английском языке материал впервые появился только на South Front. Затем он активно распространялся в Twitter аккаунтами, активность которых похожа на поведение ботов. Первый Twitter-аккаунт, который опубликовал материал, в среднем публикует 250 твитов ежедневно. В первый день материал на английском языке прочитало более 200 000 пользователей Twitter.
К счастью, кампания по дезинформации
не смогла сорвать визит, но получила широкое освещение в российских СМИ, ограниченное освещение в ЕС и относительно хорошее освещение в соцсетях. И это всего лишь для целей дезинформации, без каких-либо доказательств предполагаемой угрозы «провокации».
(c)