Традиционный взгляд на праздничную телепрограмму.
Я в прошлом посте обещал поговорить про наш праздник.
С чувством глубокого удовлетворения могу констатировать, что символом народного единства является мой любимый Шерлок Холмс.
Многосерийный шедевр Игоря Масленникова - ещё раз поздравим режиссёра с недавним девяностолетием! - 4 ноября начали показывать по ТВЦ. Дадут все серии за три дня. А 5 и 6 ноября в те же самые часы - Первый канал достаёт из спецхрана «Воспоминания о Шерлоке Холмсе».
По двум каналам сразу - это как парад или партийный съезд в старое время!
Click to view
А, если учесть, что в эти праздники вполне логично на разных опять же каналах запланирован фильм «Минин и Пожарский», где Пожарского играет Борис Ливанов, то можно сказать, что символом народного единства является семья Ливановых.
И юбилейные концерты Игоря Бутмана - тоже по двум каналам. По «Культуре» закончился - по Первому начался. И это я тоже одобряю.
А что ещё «скрепного»? А как обычно - любимое, проверенное. От франшизы про Анжелику до «Аватара», от бесконечных мультиков про богатырей до «Неуловимых», не к ночи будь помянуты,и «Генералов песчаных карьеров», что тоже не особо лучше.
А вот и свежее.
С утра пораньше включил Первый. «Земля». Подобные документально-игровые проекты на историческую тему известны - я смотрел про Романовых, про Рюриковичей… Смотрел с интересом. Понимал, что это не учебник истории, а в первую очередь - проект крупного телеканала… со всеми вытекающими. Но на фоне прямых агиток, ток-шоу и сериалов про силовиков… нет, я посмотрю сериал «про историю».
Процитирую официальный релиз.
«Территория современной России складывалась веками, и каждый её уголок хранит память о нашей общей истории. Документальный фильм "Земля" рассказывает о формировании Российской Империи и СССР, а затем и современной России - прирост и потеря земель; исторические события, которые влияли на территориальную целостность России, сам территориальный и национальный принцип устройства нашего государства в разное время…. Объединяющей линией первой серии и всего цикла станет история российской картографии: от первых, ещё условных чертежей поместных владений до современных атласов и высокоточных военных карт».
Да, в ожиданиях я не обманулся. Снято масштабно, красиво, те приёмы, что мне понравились ещё в «Романовых», сохраняются - и я этому рад. Но есть и недочёты - даже слишком много я невооружённым взглядом увидел. И я сейчас не про портретное сходство-несходство - хотя новый Пётр Первый меня удивил.
Ну как в сериале о «приросте и потере земель» ни разу не упомянуть Аляску! А вот ведь не упомянули. И фамилия Годуновых не прозвучала. Несколько лет царствования Бориса и несколько недель Фёдора - слишком мало для сего полотна? Но ведь полотно-то - о «российской картографии» - и как же пройти мимо
знаменитой карты Фёдора Годунова?
Царь
...
А ты, мой сын, чем занят? Это что?
Феодор
Чертёж земли московской; наше царство
Из края в край. Вот видишь: тут Москва,
Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,
Вот пермские дремучие леса,
А вот Сибирь.
Царь
А это что такое
Узором здесь виётся?
Феодор
Это Волга.
Про ряд важных событий если и сказали - то слишком быстро, слишком кратко, слишком мимоходом - как сноска очень мелким шрифтом. И довольно много про Финскую войну. Довольно подробно про пакт Риббентропа-Молотова. Очередная попытка оправдать действия тогдашнего руководства. Молотова как раз неожиданно много. Ещё более неожиданно много Жданова. Молотовского «ученика», зама и преемника Громыко тоже вспомнили. Такое ощущение, что фильм снимался по заказу МИДа. Но тайна сия великая есть - титры отрезали напрочь, даже в ускоренном темпе не дали.
Зато есть эпиграфы. Серии «Пакт» предпослан эпиграф из Пушкина: «...клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог её дал». И после этих слов - Молотов с Риббентропом и их начальники. Всё-таки Пушкин в письме Чаадаеву говорил про то, что было историей на тот момент. Задолго до того, как Бог расщедрился на большевичков, ГУЛАГ и прочие прелести. Правомерен ли такой эпиграф к такому фильму? Но, если целью служит, повторюсь, оправдание действий власти…
Меня вот ещё заинтересовал эпизод с Колчаком, планирующим взятие Босфора и Дарданеллы. Аляска - молчок, иные территории, имевшие реальные шансы на российский протекторат, от Мальты до Гавайев, - ни слова, а вот эта неслучившаяся операция - есть. Следует ли считать слова о «праве России на проливы» новым геополитическим вектором?
Закончу список огрех таким штрихом. Вспоминают 1982 год, 60-летие СССР. В том числе и про выпущенные к юбилею памятные монеты говорят. А я таких не помню. Зашёл на нумизматический сайт - монеты планировались, но в обращение не поступили, только «пробники» остались.
Легко же проверить!
А ведь маленькая неточность рождает более крупное недоверие - особенно в произведении, претендующем на историзм.
Михаил ГУРЕВИЧ