По предварительным подсчётам, наш Мундиаль посетили от 630 до 700 тысяч зарубежных болельщиков.
Число приехавших в Россию болельщиков наиболее корректно учитывать по числу оформленных ими паспортов болельщика - FAN ID (без которых посещение матчей было невозможно, FAN ID «прикреплялись» к билетам).
Динамика их выдачи, начиная с мая показывала рост интереса зарубежной аудитории к мероприятию.
По данным оргкомитета «Россия-2018», всего болельщикам было выдано полтора миллиона FAN ID: «по итогам группового этапа россиянам и иностранцам было выдано 1,5 ммиллиона паспортов болельщика, а подтверждено заявок на них - 1,627 миллиона».
Исходя из того, что россияне из полутора миллионов паспортов болельщика получили 871 тысячу, иностранцам достались 629 тысяч FAN ID.
Если же исходить из того, что все подтверждённые заявки (1,627 миллиона) были реализованы, то исходя из той же пропорции, в Россию могли приехать свыше 680 тысяч иностранных болельщиков.
Учитывая отдельные всплески интереса к отдельным матчам, куда иностранные болельщики прилетали спецчартерами (например, на матч России с Хорватией), теоретически их максимальное число может быть оценено как «около 700 тысяч».
Динамика количества выданных иностранцам FANID, май - июль 2018 года, тысяч человек.
Такое количество болельщиков должно было полностью компенсировать ранее предполагаемый экспертами отток организованных иностранных туристов из России в июне-июле, - ведь большое число иностранных групп перенесли свои туры в нашу страну на период после Чемпионата мира.
По данным Оргкомитета на 29 июня, больше всех FAN ID, помимо россиян, получили граждане Китая (60 тысяч), США (49 тысяч), Мексики (43 тысячи), далее идут Аргентина (36 тысяч), Бразилия (32 тысячи), Колумбия, Германия и Перу (по 26 тысяч) и Египет (23 тысячи).
Пока нет официальных подсчётов от оргкомитета по каждой стране, можно лишь предполагать, что ряд цифр за две недели существенно увеличились. Например, по данным генерального директора оргкомитета «Россия-2018» Алексея Сорокина, в число лидеров вошла Великобритания. Изначально на неёприходилось всего 18 тысяч FAN ID, но по ходу чемпионата добавилось еще 12 тысяч. Таким образом, в Россию приехали как минимум 30 тысяч британских болельщиков.
Загрузка стадионов во время ЧМ-2018, согласно официальной информации, составила 98%.
По последним данным, матчи Чемпионата на всех стадионах посетили 2 889 351 человек (то есть продано около 2,9 миллионов билетов).
Больше всего билетов на матчи ЧМ из иностранцев приобрели граждане США - 88 825 билетов.
На втором месте бразильцы - 72 512 билета, на третьем - колумбийцы (65 234 билета).
Более 7 миллионов человек посетили площадки Фестиваля болельщиков FIFA («фан-фесты») в 11 городах-организаторах ЧМ-2018, а 70 тысяч человек посетили выставку музея FIFA в Москве.
Общая аудитория финального матча ЧМ-2018 в Москве составила миллиард зрителей.
Российские аэропорты за месяц Мундиаля обслужили 15 миллионов пассажиров внутренних и международных рейсов.
Бесплатными спецсоставами «РЖД» для обладателей FAN ID было перевезено свыше 336 тысяч пассажиров. Средняя загрузка поездов составила свыше 74%. Всего «РЖД» выделило для перевозки болельщиков между городами 734 состава на 444 650 мест.
По оценке мировой консалтинговой компании McKinsey, валютные расходы болельщиков, приехавших непосредственно на ЧМ-2018, в рублевом эквиваленте должны были составить сумму порядка 121 миллиарда рублей (1,9 миллиарда долларов).
По данным международной платежной системы Visa, больше всего зарубежные держатели этих карт тратили в в Москве. Затем следуют Санкт-Петербург, Сочи, Казань и Екатеринбург. Наибольший объём трат зарубежных болельщиков в городах проведения чемпионата пришелся на такие категории (в порядке убывания) как «гостиничные услуги», «модная одежда», «рестораны и кафе» (включая рестораны фаст-фуда).
По данным консалтинговой компании CBRE, на привлечение одного иностранного болельщика Россия затратила 1387 долларов (без учёта вложений в инфраструктуру).
Общие инвестиции на привлечение даже 700 тысяч иностранных болельщиков, таким, образом, меньше их трат - чуть менее миллиарда долларов.
Если же учитывать инфраструктурные инвестиции (в строительство дорог, стадионов, терминалов и пр.), то на каждого привлечённого иностранца придётся около 4500 долларов.
В таком случае траты иностранцев в России «отобьют» чуть более половины этих затрат в 3,15 миллиарда долларов на 700 тысяч зарубежных фанатов.
По некоторым оценкам, Чемпионат мира в России стал самым дорогим в истории.
Правда, значительная часть инфраструктурных инвестиций не носила исключительно целевой характер «под мероприятие» - многие работы по улучшению транспортной доступности городов, где проходили матчи, были необходимы сами по себе и серьёзно увеличили туристическую привлекательность этих регионов.
После Чемпионата президент России заявил, что иностранные обладатели паспортов болельщика получат право безвизового многократного посещения России до конца года, и выразил надежду, что многие болельщики «воспользуются этой возможностью и приедут в Россию ещё не один раз с друзьями и членами семьи».
Но российский турбизнес не ожидает повторной мощной волны. Весьма значительная часть болельщиков приехала в Россию только из-за спортивного события мирового значения. Россия многим понравилась - но ехать снова в этом году уже и затратно, и неудобно. Особенно издалека. Пока накопят хоть что-то на туризм - в России уже и холода наступят. Могли бы на рождественские каникулы приехать - но «футбольный безвиз» действует только до 31 декабря, и каникулы будут слишком короткими. И вернуться без визы могут только сами обладатели FAN ID - а члены их семей и друзья, которым они хотели бы показать нашу страну, должны будут оформлять документы на обычных основаниях.
Так что - вряд ли в этом году Россию посетит повторно более 50 тысяч болельщиков.
Ну и от себя маленько. Вот был я в метрополитене московском в воскресенье. Когда финал. Болельщикам на время Чемпионата был дарован бесплатный проезд. И, как я понял, право сие кануло в Лету вместе с финальным свистком. Сразу. До полуночи хотя бы не подождали. Многие болельщики в недоумении мялись перед ставшими неприступными турникетами.
А в пятизвёздочном Ritz-Carlton, что от Кремля недалече, во время Мундиаля были на первом этаже бесплатные welcome-напитки. Морс и ещё что-то слабоалкогольное. Теперь их нет. Хотя лето продолжается.
Что ж, лето и без Мундиаля - всё равно лето!
Михаил ГУРЕВИЧ