«ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО». СУДЬБА БАЛЕТА

Aug 01, 2017 22:56



В музее «П.И. Чайковский и Москва» открылась выставка «Лебединое озеро». Судьба балета на главных сценах Москвы и Петербурга».
Проект посвящён 140-летию премьеры, которая состоялась на сцене Большого театра.


Выставка рассказывает об истории создания первого балета Чайковского, его драматичном пути к вершинам мировой славы, о «звёздах» балета и выдающихся балетмейстерах, в чьём творчестве «Лебединое озеро» сыграло важную роль.

Выставка открывается рассказом о работе композитора над музыкой к «Лебединому озеру», о премьере в Большом, ставшей провалом, о подлинном рождении балета, которое состоялось в Петербурге более чем через двадцать лет после московской премьеры, когда композитора уже не было в живых. Ключевыми экспонатами здесь стали автограф партитуры балета и напечатанное 1890-е годы в издательстве «П.И. Юргенсон» переложение «Лебединого озера» для фортепиано (совместная работа Чайковского и Николая Кашкина). Представлены и уникальные московские афиши балета; фотографии первых исполнителей «Лебединого озера»; раритетные театральные сапоги «самого первого» принца Зигфрида (танцовщик Александр Гиллерт).


Значительное место в экспозиции уделено знаменитым русским и советским балеринам, блестяще исполнявшим на сценах Большого и Мариинского (в советское время - Ленинградский государственный театр оперы и балета имени Кирова) театров партии Одетты-Одиллии: Агриппины Вагановой, Веры Трефиловой, Ольги Лепешинской, Галины Улановой, Ирины Тихомирновой, Майи Плисецкой, Елены Рябинкиной.


Экспонируются многочисленные сценические костюмы, по которым можно проследить эволюцию образа; фотографии и портреты танцовщиц, фарфоровые и бронзовые статуэтки, личные вещи.


Экспонаты выставки знакомят с балетным спектаклем «Лебединое озеро» в интерпретациях выдающихся балетмейстеров прошлого и наших дней (Мариус Петипа, Агриппина Ваганова, Асаф Мессерер, Юрий Григорович). Каждый из хореографов творчески осмыслил драматургию, привнес новое в идейный замысел композитора. Так, петербургские постановщики Мариус Петипа и Лев Иванов заменили трагический финал на счастливый конец; Александр  Горский в Москве и Агриппина Ваганова в Ленинграде разделили партии Одетты и Одиллии между двумя исполнительницами; в редакции Юрия Григоровича чародей Ротбарт трансформировался в Злого гения, обрел танцевальный язык и неформально стал одним из главных персонажей балета. Своеобразие каждой хореографической редакции «Лебединого озера» раскрывается в фотографиях балетных сцен, рисунках, эскизах декораций и костюмов художников Петра Ламбина, Михаила Бочарова, Феодосия Козачинского, Сергея Самохвалова, Симона Вирсаладзе и других.


Выставка основана на подлинных материалах из фондов Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени Глинки, Государственного центрального театрального музея имени Бахрушина, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, а также из личных коллекций заслуженной артистки РСФСР Елены Рябинкиной и художника-фотографа Ларисы Педенчук.


Копии афиш и эскизов костюмов предоставлены Музеем Государственного академического Большого театра России.




По выставке проводятся экскурсии. Гости услышат интересные истории о выдающихся отечественных балеринах, блестяще выступавших в Большом и Мариинском театрах в образах Белого и Чёрного лебедей. Получат ответы на вопросы, кого называют «балериной Чайковского», почему знаменитая артистка Большого Ольга Лепешинская внезапно отказалась танцевать партию Одетты-Одиллии, сколько лет Майя Плисецкая исполняла ведущие роли в этом балете, а также увидят личные вещи знаменитых прима-балерин - эффектные балетные пачки, пуанты, головные уборы.

Михаил ГУРЕВИЧ

#Чайковский, Санкт-Петербург, музыка, #культура, #история, #балет, #Москва, #«Лебединое озеро», Чайковский, юбилей, #юбилей, история, #Большой театр, музей, театр, Москва, #выставка, культура, выставка, #музыка, #Санкт-Петербург, Большой театр, балет

Previous post Next post
Up