10 правил прозы

Aug 20, 2013 23:48

Сегодня умер Элмор Джон Леонард, писатель и сценарист, автор «10 правил прозы».



Фото: AGF s.r.l. / Rex Features / FOTODOM.RU

Вот правила, которые помогают мне оставаться невидимым, когда я пишу книгу, помогают, скорее, показывать, чем описывать происходящее. Если вы любите колоритный язык и образы, если вам нравится звук вашего голоса, тогда невидимость вам ни к чему, и можете об этих правилах забыть. Предварительно все же просмотрев.

1. Никогда не начинайте книгу с описания погоды.

2. Избегайте прологов.

3. В диалоге не употребляйте никаких других глаголов, кроме «сказал».
Строка диалога принадлежит персонажу; глагол же - это писатель, сующий туда свой нос. Но «сказал» - наименее назойливый вариант.

4. Никогда не добавляйте наречия к глаголу «сказал».
...предостерег он строго.
Использовать наречие подобным образом (и почти любым другим) есть смертный грех.

5. Держите под контролем свои восклицательные знаки.
Вам разрешается не более двух-трех на сто тысяч слов прозы.

6. Никогда не употребляйте таких слов, как «вдруг» или «внезапно».

7. Говоры и диалекты используйте скупо.

8. Избегайте детальных описаний персонажей.
Как выглядят «американец и его девушка» в рассказе Эрнеста Хемингуэя «Холмы, как белые слоны»? «Она сняла шляпу и положила ее на столик». Это единственное описание физического облика в рассказе, и тем не менее мы видим эту пару и опознаем по тону голоса - причем, в поле зрения ни одного наречия.

9. При описании мест и вещей не входите в чрезмерные подробности.
Не надо, чтобы описания подменяли собой действие.

10. Старайтесь выносить за скобки все, что читатели имеют склонность пропускать.
Вспомните, что пропускаете вы сами длинные периоды описательной прозы, в которой слишком много слов. Готов поспорить, что диалогов вы не пропускаете.

Но самое важное правило - то, которое суммирует все десять:

Если ваша проза звучит как написанная - перепишите.
Previous post Next post
Up