Сегодня умер Элмор Джон Леонард, писатель и сценарист, автор «10 правил прозы».
Фото: AGF s.r.l. / Rex Features / FOTODOM.RU
Вот правила, которые помогают мне оставаться невидимым, когда я пишу книгу, помогают, скорее, показывать, чем описывать происходящее. Если вы любите колоритный язык и образы, если вам нравится звук вашего голоса, тогда невидимость вам ни к чему, и можете об этих правилах забыть. Предварительно все же просмотрев.
1. Никогда не начинайте книгу с описания погоды.
2. Избегайте прологов.
3. В диалоге не употребляйте никаких других глаголов, кроме «сказал».
Строка диалога принадлежит персонажу; глагол же - это писатель, сующий туда свой нос. Но «сказал» - наименее назойливый вариант.
4. Никогда не добавляйте наречия к глаголу «сказал».
...предостерег он строго.
Использовать наречие подобным образом (и почти любым другим) есть смертный грех.
5. Держите под контролем свои восклицательные знаки.
Вам разрешается не более двух-трех на сто тысяч слов прозы.
6. Никогда не употребляйте таких слов, как «вдруг» или «внезапно».
7. Говоры и диалекты используйте скупо.
8. Избегайте детальных описаний персонажей.
Как выглядят «американец и его девушка» в рассказе Эрнеста Хемингуэя «Холмы, как белые слоны»? «Она сняла шляпу и положила ее на столик». Это единственное описание физического облика в рассказе, и тем не менее мы видим эту пару и опознаем по тону голоса - причем, в поле зрения ни одного наречия.
9. При описании мест и вещей не входите в чрезмерные подробности.
Не надо, чтобы описания подменяли собой действие.
10. Старайтесь выносить за скобки все, что читатели имеют склонность пропускать.
Вспомните, что пропускаете вы сами длинные периоды описательной прозы, в которой слишком много слов. Готов поспорить, что диалогов вы не пропускаете.
Но самое важное правило - то, которое суммирует все десять:
Если ваша проза звучит как написанная - перепишите.