Nov 12, 2013 16:44
или "Кто пропил глобус?"
Вчера в очередной раз убедился мудрости своего решения: "не ходить в кинотеатры". Любой фильм можно прекрасно посмотреть дома. Большой экран, "звук вокруг", если припрет, даже запах поп-корна и шуршание шоколадки обеспечит технический прогресс. Не дает вариант домашнего просмотра лишь одного - именно того, что я больше всего ненавижу в кинотеатрах - гогота гопоты в самых неподходящих местах, хлопанья креслами, да пошленьких комментариев. Вот и хорошо! Ибо фильм о котором пойдет речь требует вдумчивого отношения. Конечно, он рождает и смех и сопереживания. но в отличии от блокбастерного фаст-фуда каждый из компонентов этого фильма воздействует на определенный вкусовой рецептор, создавая свою неповторимую вкусовую гамму, сродни вкусовой гамме блюд изысканой экзотической кухни.... и насладиться вкусом этого несерийного прдукта лучше всего в одиночестве или в компании таких же киногурманов.
Фильм Александра Велединского "Географ глобус пропил" уже обласкан их вниманием. Главный приз "Кинотавра" - отличное тому подтверждение. Кинокритики в один голос называют роль Константина Хабенского его лучшей ролью. Не согласиться с этим невозможно! Все на высшем уровне. И операторская работа и актерский состав и музыка.... Но самым потрясающим лично для меня была все-таки рассказанная в фильме история. Да - я понимаю, что каждый воспримет эту историю через призму собственного опыта и жизненной философии. И слава богу! Это и отличает хорошие фильмы от компоста. Я лишь хочу поделится мыслями, рожденными в моих, истерзанных зеленым чаем мозгах. А мысли ой, какие непростые....
И, хотя фильм прекрасен по всем параметрам, совершенно непонятно войдет он в сокровищницу отечественного кино (я подразумеваю под этим, прежде всего, интерес со стороны последующих поколений) или канет в Лету. Именно из-за истории, которую он рассказывает. Истории БОЛЕЗНИ! Болезни поколения, болезни социума, болезни мира в котором мы живем. В моих словах сейчас нет ни грамма пафоса! Фильм резонирует именно с теми вибрациями в моей душе, которые вызывают перманентную неуспокоенность, променявшего юношеский романтизм на медитативную агрессивность зрелого циника. Может так случится, что он просто будет неинтересен тому поколению, которое идет за нами, и которому противостоит главный герой фильма.
Вроде и про современную школу фильмов, шокирующих нравами нынешних "деточек", снято уже не мало. Да и интрига строится вокруг классического противостояния учеников и "новенького" пришлого учителя. А уж сколько вариантов предательств друзей, измены любимых женщин, хитросплетений любовных треугольников, многоугольников и октаэдров пронеслось перед нашими глазами на киноэкранах. И удивить то нас нечем! Но в том то все и дело, что несмотря на всю хитрумность сюжетов, они не заставляют нас сопереживать, так как заставляет сопереживать этот фильм. В каждом шаге, в каждом поступке, в каждом слове - все знакомо и знаково. Судьба главного героя (хвала сценаристам!) за короткое сценарное время раскрыта подробно, характер прописан филигранно! И в хитросплетениях его судьбы буквально каждый из нас может разглядеть кусочки мозаики без труда компонующиеся с нашей собственной судьбой. Вымирающие заводы заставляют технических специалистов искать работу там, где они себя и представить не могли. Школы вынуждены принимать на работу человека без малейших педагогических навыков, потому что "все равно некому". Школьникам выпускных классов не интересен их край - "все равно уедем", не понятен смысл преподавания экономической географии - ведущей отраслью края "давно стала проституция". В них нет уважения к старшим, в их головах и поведении нет никаких границ и ограничений, нет табу на "неприкосновенность" чужой личной жизни. Есть раннее половое созревание, граничащее с распущенностью и мразотный цинизм избалованных маменькиных деток.
ДА! Герой Хабенского - лузер! Но ведь тут главное - не заблуждаться насчет собственной значимости! 97% из нас такие же лузеры. Пыхтя и суетясь делим милостиво выделенные нам 3% валового мирового продукта, пытаясь делать хорошую мину при плохой игре. Что для нас важно? "Да ничего не важно! Важно, что курить нечего!". Вот и курим бамбук, впадая в периодически немотивированные запои, влюбляемся и тут же отказываемся от любви, убоявшись ответственности, предпочитая действия созерцанию тонущей бумажки или полиэтиленового пакета, танцующего на автопарковке (для меня отсыл очевиден!). И самое неутешительное - все больше и больше пропасть между поколениями. Наши родители не понимали нас, осуждая прически, длину юбок и ширину штанин. Но мы старались понимать их и впитывать опыт предыдущих поколений! Новое поколение не уважает даже собственных отцов и матерей. Мы для них "бивни", "лузеры", мы по умолчанию "пропили глобус"! Мы неинтересны для них даже при первом знакомстве, и если кому то из них и дано понять нас, отнюдь не лучшим и самым продвинутым из них. Только таким же лузерам, самым маргинальным, способным признать и принять собственные ошибки. Благополучная часть "поколения хипстеров и сволочей" ((с) мое) пыжится в желании покрасоваться своей неординарностью, в своих эрзац-талантах, предоставляемых современной цифровой техникой, замирает в привычных отрепетированных позах, "заебенивая очередной look", борется за первенство в игре под названием "западло". Лишенные идеологии, избавленные от трудностей, напичканные либерастическим бредом, они способны на любой из смертных грехов, не испытывая никаких угрызений совести. Достоевский? Да что вы? Они и Пелевина то знают лишь по цитатам в интернете. И то - лишь потому, что он в свою очередь цитирует популярный буддизм, проповедующий безмятежную созерцательность сытенького яппи. Это не географ глобус пропил, это они пропивают и проедают свою Землю.
Здесь остановлюсь. Сказал и так достаточно. Главное - этот фильм заставляет думать. И пускай мысли не вполне даруют позитив, но определенная ревизия своей души никому не помешает, если, конечно же, еще не все разворовано.