Так как далеко не все мои друзья разделяют тягу к солдатикам, а "просто пить" нам давно уже не охота, мы постепенно решили взяться за освоение настольных игр. Волей судеб Орм ухватил Цитадели
www.mosigra.ru/Face/Show/citadels/, за которые мы и принялись ближайшей пятницей. Я все одно хотел написать отчет, заодно решил в конкурсе на обзор поучаствовать(жадность, да) - так что не удержался и написал данный опус...
Первый взгляд - Итак, что мы видим?
Хорошая крепкая коробка, размером с коробку "Манчкина", но с куда более приятной цветной картинкой. Внутри - правила - причем почему нельзя было напечатать их небольшой книжицей, которая поместилась бы в коробке без складывания - совершенно не понятно , символ короны( деревянная фишка желтого цвета), колода карт - в русском издании в набор входит и расширение изначальной версии игры, содеражщее дополнительные здания и карты персонажей. Также есть карты с правилами-подсказкой. Но из-за того что на них не указаны порядковые номера персонажей, приходится постоянно( ну или пока не заучите) лезть в большие правила. Что совсем не понравилось - мерзкие пластиковые фишки-монетки. Они какого-то настолько странного золото-розоватого цвета, что просто ввели в ступор. Почему нельзя было сделать их более пристойными - положительно непонятно. Хочется тут же заменить их копейками, например.
Итак, переходим собственно к игре. Цитадели по своей задаче весьма походи на сотни и сотни игр. Задача игрока - построй свой город из восьми карт-зданий быстрее соперников. На картинке ниже - мой город из четырех кварталов, представлены 4 основных цвета
Получай ресурсы( тут это золото и только оно) и трать их на здания, каждое из которых имеет свою стоимость .. Казалось бы, все это мы уже видели в сотне разных игр и тысяче вариаций- например в "Сеттлерс вон Катан". Но вот тут и начинается самое интересное. Создатели игры смогли смешать экономическую стратегию и..." Мафию". Каждый игрок это не абстрактная личность, а персонаж со своими особенностями, которые могут очень сильно помочь в игре. Итак, как это сделано ..или "на златом крыльце сидели"...
Всего персонажей в базовом наборе 8( каждый может быть заменен персонажем из расширения). В первоначальной версии это
1.Убийца( Ассасин)
2.Вор
3.Чародей
4.Епископ - собственно вот типическая карта персонажа на картинке ниже( не вижу особого смысла переснимать все карты)
5.Король
6.Купец
7.Зодчий
8.Кондотьер
Каждый игровой круг начинается с выбора персонажей. В зависимости от количества играющих процесс может несколько разниться. Мы играли вариант для трех человек, предоставляющий едва ли не наиболее интересный вариант для стратегического планирования.Колода из восьми карт идет по кругу, и каждый старается выбрать себе приглянувшегося персонажа, причем первая и последняя( не выбранная ни одним из игроков) карты сбрасываются. В нашм случае колода совершала два круга, и у игрока на руках оказывалось по два персонажа. Все они отличаются, давая игроку определенные преимущества, и только учитывая их и можно победить. Часть из них получает дополнительные ресурсы за здания своего цвета( например купец - за рынки) а другая имеет более чем неприятные для других игроков способности... Игроки действуют в прядке нумерации персонажей д- сначала Убийца, потом Вор.. и так до Кондотьера. И игроки стараются предсказать по убывающей колоде кого из персонажей выберет их противник в этот раз.. и какого персонажа лучше взять ему, чтобы ответить. Кондотьер может разрушить вражеский квартал и получает деньги за "военные" здания - но, как и любой персонаж может быть уничтожен убийцей, и не сделать ни одного хода.. Убийце и вору приходится предугадывать кто из персонажей появится на столе в этот ход - иначе они просто потратят свои способности впустую - ведь они "идут на дело" втемную - называя еще не вскрытых персонажей. Епископ собирает подать с каждого церковного строения в своем городе, и его квартал не может быть разрушен кондотьером, но если игрок увлечется постройкой церковных кварталов, его будет слишком легко вычислить - и за ним придет друг с длинным кинжалом.. Попытка выяснить кто есть кто, договориться с отстающими, чтобы подсидеть фаворита, и не забыть за общим делом подсиживания собственные интересы - вот тот перец, которым щедро приправлен игровой процесс "Цитаделей". Орм ПОДОЗРЕВАЕТ...
Ну а теперь расскажем из чего собственно состоит экономическая часть игры. Собстенно я о колоде зданий( или кварталов как их называют в правилах, можно называть как нравится). Каждое из них имеет кроме названия еще и цвет и стоимость. Цвет показывает какой из персонажей может получить с этого здания налоги( всего цветов пять, 4 - для персонажей, пятый для зданий с дополнительными функциями) , стоимость показывает сколько монет придется выложить за его постройку. Как я уже говорил, для окончания игры мы должны построить свой город из 8 таких кварталов. Но принесет ли это нам победу? Возможно да - а может быть и нет. Коварство в том, что побеждает игрок, набравший больше всего победных очков - а они считаются несколько хитрее. Да, игрок первым построивший город получает дополнительную премию - но он проиграет, если его город будет построен из более дешевых кварталов( кому охота жить в трущобах?). Дополнительная премия также дается тому, кто построит в своем городе кварталы всех пяти цветов. Отдельно стоит сказать и о зданиях "пятого" - лилового цвета. Не принося доход в виде дани, они часто имеют( впрочем при достаточно высокой стоимости) и очень полезные свойства. Например позволяют игроку сбрасывать карты с руки, получая за это деньги, считаются в конечном подсчете дороже или могут по желанию игрока считаться зданием другого цвета. Бывает приходится пару ходов сидеть и скрипя зубами копить на такое здание - но зато потом уже твоим противникам приходится издавать зубовой скрежет, наблюдая за твоими махинациями, ставшими возможными благодаря подобному зданию.
Чем еще хороша для меня игра - она быстрая( одна партия идет в среднем от получаса до часа). Она позволяет участвовать без потери интереса как небольшому количеству игроков( в "Манчкин" например играть втроем достаточно скучно) так и 6-7 - а это весьма важно для компании - кто то приходит, кто-то наоборот не доходит.. Про постоянную интригу "Угадай кто" я уже писал. Всего этого уже немало. Но есть и еще один плюс. Как и в словесной Мафии "Цитадели" позволяют менять персонажей. Мы засели за игру в пятницу часов в десять, и без замены базовых карт персонажей на бонусных навеняка бы заскучали до пяти утра, когда решили разойтись спать. Надоел Вор - замени его Сборщиком налогов, и каждый построивший квартал должен будет платить тебе монету( или исхитряться и строить так, чтобы денег в казне не оставалось...). Устал от Зодчего - поставь в колоду Навигатора - тот вобще строит не может, зато приносит в свой ход аж четыре золотые монеты или столько же карт из колоды. Правда у этой замены есть минус - часть карт кварталов работает только с определенными персонажами, а в правилах есть дыры не оговаривающие что их стоит скинуть. Так "Великая стена" становится совершенно бессмысленной с удалением из пула персонажей кондотьера - ведь она защищает именно от него.. Таких дыр в правилах несколько, но если подобралась дружная компания, они вполне легко обходятся устной договоренностью.
Суммируя - очень приятная, и притом достаточно азартная в хорошем смысле, игра, сочетающая в себе как экономические элементы, так и простейшие элементы договорных( а вот я тебе сейчас отомщу..) и логических игр, которая вполне стоит заправшиваемых за нее 600 рублей( исходя из цен на другие игры даже более чем). Некоторое же количество дыр в правилах достаточно легко лечатся. Ну и конечно не помешают протекторы для карт.
Игра в самом разгаре - кола льется рекой, запасы чипсов стремительно тают...