Наука и жизнь

Apr 14, 2016 02:15

На этой Золотой маске была возможность увидеть два спектакля режиссёра Семёна Александровского, поставленных с промежутком в год с небольшим и почти 4000 километров.

"Элементарные частицы", театр Старый дом (Новосибирск) на сцене СТИ. 13.04.16.
"Элементарные частицы" рассказывают историю Новосибирского Академгородка. Подчеркнуто безэмоционально пятеро артистов ведут повествование. Структурно спектакль четко делится на три части и эпилог.
Первая - нарезка описания проекта научного города и фактов из истории его создания поданная в виде разговора на кухне. Аргументы за, концепция, план развития, первые годы существания и так далее. Взгляд в будущее, но изложение фактов прошлого. По сути, распределённый по ролям информационный доклад.
Вторая часть - в мирном кухонном пространстве начинается ливень. Стоя под ним, артисты в дождевиках зачитают с распечаток историю "Письма 46-ти" и протоколы допросов подписавших его.
Третья часть - мебель в хаотичном порядке убирается на задний план в зону света, дождь становится слабее. Артисты, устроившись вокруг скопления бывшей обстановки кухни, по очереди рассказывают пять околонаучных историй. Поиск гена одомашнивания лис, столкновение частиц в ускорителе и поиск антиматерии.
И, наконец, в финале звучит из динамиков зачитанный в форме пьесы разговор двух подростков. Про бесконечный дождь и сдвиг земной оси для его остановки. Последние слова таковы:
- "Главное, чтобы задача была поставлена. Не хочу, чтобы дождь все время лил"
- "Ладно, что мы здесь сидим? Пойдём"
В целом спектакль оставляет очень странное ощущение... Та самая наука в чистом виде, практически никакой жизни или игры, просто фиксация длинного списка явлений.
Частицы запускают, сталкивают, ждут, не откроется ли тайна античастиц. Но ответом остается безмолвие.

Открывается она только осенью 2015го года.
"Топливо", Pop-up театр на сцене ЦИМа, 10.04.16.
"Топливо" - совершенно особый спектакль.
Казалось бы, просто монолог, почти лекция. Рассказ об истории взросления и становления бизнесмена, основанный на интервью с ним. Ну что тут может быть интересного для театрала? Вот и я первую возможность посмотреть спектакль на Маске упустила и только после чтения отзывов и открытия для себя Максима Фомина (а именно он играет в "Топливе") в "Молодой гвардии" осознала, как ошиблась. К счастью, "Топливо" относительно регулярно сейчас играется в Москве, так что ошибку удалось исправить.

Как уже было сказано, моноспектакль, ещё и со специфической "машинной" манерой речи  - быстрая, с постоянной интонацией и оборванными финалами некоторых фраз. Минималистичная сценография - только белый экран и проектор перед ним. Большую часть времени скорее научное пособие, чем важная деталь, хотя со временем и он забирает на себя важную роль. И при этом непривычно много для ЦИМа рядов (около 10) заполнено внимательно слушающими людьми. Это очень впечатляет, когда спустя какое-то время после начала устанавливается особая "впитывающая" тишина, переодически прерываемая раздающимся во время пересказа какой-то забавной истории смехом.
Максим Фомин - прекрасный рассказчик и собеседник. Казалось бы, не делая ничего особенного, он располагает к себе всю аудиторию.
Сам спектакль представляет собой, в первую очередь, не историю успеха, а просто честный рассказ о жизни и возникающих у большиства из нас мыслях и вопросах. Но на удивление важно оказывается услышать такие вещи от другого.

"Посмотрите вокруг себя. Кто сидит слева и справа от вас? Кто впереди? Кто сзади? Какого цвета стены в помещении? На чём вы сидите, удобно ли вам? Что вы сейчас ощущаете? Как вы себя чувствуете?" - с подобного ряда вопросов начинается спектакль, их задаёт звучащий из динамиков голос. Сам Максим в этот момент стоит перед залом и смотрит на зрителей с тёплой полуулыбкой. И неожиданно именно в этот момент, покрутив головой, прочувствовав мягкость кресел ЦИМа и погрузившись в себя люди открываются.
У Давида Яна в детстве было пять зафиксированных точек. Поход в театр в Ереване, жаркая погода, большая деревянная дверь впереди и спина отца. Пятый класс, разговор с родителями на кухне и вопрос "что останется после меня?" Рассказ старшего брата, приехавшего после учёбы в Москве, о перфомансе с покрытыми плёнкой надувными шарами. И так далее.
Живое отличается от неживого стремлением сделать себя бессмертным. Это и продолжение рода, и улучшение мира. Ещё тогда, в 5 классе, Давид понял, что хочет сделать что-то хорошее для других. И хочет поступить в Физтех.
Дальше всё было направлено на эту цель, к своей кульминации она пришла в Долгопрудном. Вот только чудом попасть (а с фамилией Ян это очень непросто) в главный физический ВУЗ - это ещё далеко не всё. Хотя тогда счастливым первокурсникам казалось, что следующий шаг - Стокгольм и Нобелевская.
Учиться очень сложно, бывшие отличниками всю жизнь становятся середняками, а ближайшая психбольница заполняется во многом не выдержавшими нагрузки студентами.
Однако приходят и мысли, множество мыслей.
Почему наступает эффект опустошения после достижения какой-то цели? Казалось бы, надо ликовать, а в чувствах пустота. Наверное, это ощущение знакомо всем.
Почему, если не делать что-то, то апатия наваливается всё сильнее и чем дальше, тем меньше вероятность сдвинуться с места?
Где взять топливо для жизни, достижения целей, проявления чувств?
И банальные, казалось бы, ответы оказываются именно тем, что нужно в тот момент зрителю. Потом ещё много дней голос совести в случае безделия апеллирует именно к этому спектаклю в поисках мотивации.
Событий, забавных случаев и важных моментов в жизни героя описывается очень много, пересказывать их смысла нет - лучше один раз увидеть.
Но вот какую тему ещё стоит поднять. Как прислушаться к своей природе? Среди людей есть спринтеры, создавшие одну идею за другой и устающие от проекта, который его надо лишь поддерживать, и стайеры, настоящие ученые, способные месяцами с удовольствием просеивать песок в поисках того самого микроскопического алмаза.
Все люди разные, нет единого рецепта успеха. Зато есть другой рецепт (или просто совет) - слушайте себя. Делайте то, что приносит вам удовольствие, и тем способом, который органичен для вас. Смысл жизни в её процессе.

театральное, мысли, гастроли, Золотая маска-2016

Previous post Next post
Up