"Белка", театр на Малой Бронной, 03.11.15.

Nov 05, 2015 03:52

Срочно разыскивается вдохновение и зуд в пальцах. Без них и на сессии никуда, и куча отличных спекталкей без отзывов остались, и долги тяжким грузом висят...

Даже не читая отзывы в интернете, можно догадаться, что Белка должна была вызвать немало разногласий. Слишком уж специфическая стилистика, слишком странный первоисточник. Тем не менее, на показе в Ночь искусств зал принимал очень тепло, даже при том, что среди публики было много подростков, а в фойе раздавали рекламные шоколадки в фольге. Представляете, как должны были заинтересоваться эти дети, что их не было слышно?
Наверное, по сути своей это скорее камерный спектакль - в значительной степени работает не картинка в целом, а отдельные детали, глаза героев.
С задних рядов должен считываться общий сюжет, но впереди всё время ощущается, что всё не так просто, как кажется.
Хотя и изначально до простоты далековато - люди, оборотни, человек без имени, истории из прошлого, заговор зверей... И при этом местами удивляющая стилистика - какая-то очень наивная, чуть ли не ТЮЗовская. Но при попытке влезть в книгу, по которой поставлен спектакль, всё встаёт на свои места и становится ясно, на что работают образы. Да простят меня любители книги, но она при беглом изучении оставляет ощущении соприкосновения с чем-то неприятным. Удивительно, как из этого материала Екатериной Гранитовой создана столь светлая постановка. Добавлена как раз та самая горсть рыжиков, которая заполняет собой всё. Оборотни были, страх был, смерти и неудавшиеся жизни... Но настоящее другое - рыжики, полёт, живые глаза.
И никак не понять, в чём же должен быть виноват Белка (главный герой). Струсил? Сбежал? Может, у автора это и так, не знаю, но на сцене-то всё иначе.
Это удивительно умный человек, который осознанно собирает полную картину и подкидывает окружающим нужные ключи.
Вот и растянувшаяся на много лет сцена в лесу завершается прогремевшим-таки выстрелом. Не в другую белку. Не в себя. В зверя в себе. И становится он наконец одним из тех переродившихся героев дионосийского пиршества в кленовых венках, оставив на этой стороне память о своём печальном задумчивом взгляде. Не изменить всех, не переделать. Но если хорёк способен искупить невольно сотворённое зло, если отказавшиеся от себя мальчики находят силы вернуться к началу, если все они снова делаются настоящими людьми, то может и невольный наблюдатель может что-то понять и совершить? Не зря же именно простым людям довелось это всё увидеть, на зря они ощутили на себе его взгляд.
Это не том, что кто-то струсил. Не о страшном-страшном коварном заговоре кого-то там. Не о погубленных художниках. Не о грязи. Только о том, что каждый человек должен творить и быть собой, настоящим. Не делать что-то напоказ, не придумывать врагов, не доказывать им что-либо... Никогда не сдаваться. Смотреть на звёзды. Быть.

Про спектакль в целом хорошо сказано у ice_gry, вряд ли есть смысл мне сейчас дублировать (да и не смогу), остановлюсь только на наиболее важном для себя.

Сценография во многом передаёт атмосферу. Два абстрактных дерева, этажерка с приставленной к ней лестницей справа, колодезный журавль, фрагмент забора с висящим на нём умывальников, квадратная дощатая конструкция вроде колодца с поднимающимися крыльями (краями крышки), а в глубине то ли нора, то ли глаз. И периодически опускаются круглые лампы-луны. В целом всё это смотрится частью высказывания ещё до начала спектакля, приковывая взгляд зрителя.
По-настоящему реальны лишь главные герои, вся картинка вокруг них - схематичные зарисовки. Какие-то звери, какие-то ангелы, какая-то деревня... Это всё присутствует лишь как фоновая часть картины, рисуемой перед взором зрителя движениями рук рассказчиков. Важнее всего глаза персонажей и то, что дорисовывает воображение смотрящего.

Дмитрий Сердюк (Белка) - какой-то невероятный артист, который один уже стоит того, чтобы ходить и ходить на Малую Бронную... Его герой завораживает и заставляет замолчать зал одним своим первым появлением на сцене. Вот он выходит, показывает тени животных, отправляя их в полёт, движутся на заднем плане светящиеся силуэты... И всё, уже не оторваться - так хочется понять.

Пока до конца не поняла, наверное.
Но они живые, эти мальчики.
А зверей нет.

театральное, театр на Малой Бронной

Previous post Next post
Up