В поисках ума, часть 1/7. Про любознательность и умение задавать вопросы

Feb 20, 2013 21:06

Почему одни люди умные, а другие не совсем? Из чего складывается ум? Можно ли научиться быть умным? Я давно задаюсь этими вопросами, но в один пост их все не умять, поэтому будет устроен многосерийный фильм "в  поисках ума", пока планируется семь частей.

Первая характеристика умного человека это любознательность, или "пытливый ум". Это не любопытство из разряда "а как там у соседки", это желание абстрактного знания,  знания ради знания. Чтобы лучше отличать любопытство от любознательности, привожу топорный пример на грани: любопытные читают газету "Жизнь", любознательные - "Науку и Жизнь".

По слухам, каждый сотрудник Google (кампании, которая просто молится на интеллект) в конце своего рабочего дня должен отвечать на вопрос "что я узнал нового за сегодня". Каждый день сотрудник самой умной кампании должен каждый день проявлять любознательность, чтобы стать еще умней.



В качестве иллюстрации к посту - наш марсианский друг "curiosity", марсоход "любознательность". По-моему это идеальное название для марсохода.

Еще пример любознательности расписан у Мартена Пажа в романе "Как я стал идиотом" (книга про очень умного Антуана, которому ум мешает жить настолько, что он готов сделать лоботомию): "Антуан обожал  задавать вопросы по медицинской части: почему  от  газированной  воды  рыгают, почему  ногти  растут, почему человек чихает, почему икает, почему, когда скрипят мелом по доске или ножом по  тарелке,  бегут  мурашки по  коже". Антуан задает вопросы не чтобы доканать доктора, ему правда интересно. К тому же, он задает вопросы не в форме цепочки бесконечных "почему", он четко формулирует проблему на основе наблюдений.

Умение задавать вопросы - естественное продолжение любознательности. Вы о чем-то задумываетесь, формулируете проблему или структурируете наблюдение (а ведь правда, почему ногти растут?), после чего ставится вопрос. Не важно, задаются вопросы друзьям, экспертам, поисковым машинам, в любом случае, они должны быть обдуманы и структурированы, только тогда можно получить хороший ответ.

Если вы недовольны своей природной любознательностью, ей можно научиться, собственно, про это огромное количество книг a'la мысли нестандартно. Но на самом деле книг можно и не читать, достаточно чаще думать не о себе и своей тяжкой доле, а об абстрактных предметах. Помимо этого, развитию любознательности помогает отсутствие снобизма. Мне рассказывали замечательную историю-иллюстрацию этого принципа. Однажды в одном престижном ВУЗе на престижном отделении PR престижный профессор читал лекцию. Читал увлеченно, потому, что был профессионал, а потом замолк на минуту и спросил у престижных студентов: "уважаемые, а вы вообще смотрели Дом-2?". Престижные студенты обомлели и скуксились как от зеленого лимона, потом пришли в себя и наперебой забросали профессора "ну как же можно!", "мы такое не смотрим", "это тупая жвачка" и все в таком духе. Здесь уже скуксился профессор. Он подождал, пока утихомирится зал, и заговорил: "и вы, студенты по связям с общественностью, не смотрите самое рейтинговое шоу на российском ТВ. Что вы вообще можете после этого знать о своей аудитории и пиаре?". Тут-то студенты и сдулись. Пошли домой, смотреть Дом-2, не для удовольствия, а анализа ради. А вот были бы любознательные - давно бы посмотрели.

В следующих сериях:

В поисках ума, часть 2/7. Про сообразительность.
В поисках ума, часть 3/7. Про умение учиться.
В поисках ума, часть 4/7. Про умение применять знания.
В поисках ума, часть 5/7. Про здравый смысл.
В поисках ума, часть 6/7. Про юмор.
В поисках ума, часть 7/7. Про самооценку.

в поисках ума

Previous post Next post
Up