Так получилось, что к праздникам я заболела, причем 2 раза подряд. Видимо, на фоне абсолютного отсутствия планов на этот сказочный праздник, несмотря на то, что мне казалось, я уже ничего от этого празника не жду, тонкую мою нервную организацию обмануть не удалось, и психика сдалась - нет планов, нет сказки, тогда болей себе на здоровье!
И вот аж с 19 числа я как-то пыталась работать - конец года и «сказочное» слово «надо» никто не отменял, а почти все остальное время валялась дома, пытаясь вылечиться. В ход шел недавно открытый рецепт - глинтвейн упрощенно-домашнего приготовления (подогретое красное вино+лимон+мед = кстати, рекомендую!), а так же все остальное, обычное - аспирин, свежевыжатый сок грейпфрута для пополнения аскорбиновой кислоты в ослабевшем организме, много-много сна, и просто лежание дома на диване в массе подушек и одеял.
Венцом моего эпикурейства было огромное количество просмотренных новых и пересмотренных старых фильмов на двд. В моей домашней коллекции, естественно, только мои любимые фильмы, которые я могу смотреть несколько раз. Еще раз признаюсь, что давно стараюсь в принципе оградить себя от негативной информации и любой «чернухи» - не читаю новости, и не смотрю телевизор, за редким исключением для каких-либо особо мне интересных передач или фильмов, а фильмы стараюсь выбирать по отзывам - только позитивные. Никаких психологических триллеров или драм, вообще никаких триллеров, ничего, что может оставить какой-то темный след на душе или вызвать негативные эмоции. Стало быть, место в моей кинотеке и предпочтение в выборе новых фильмов - почти исключительно за добрыми романтическими комедиями и мелодрамами. И вот, зная некоторые из них буквально наизусть, я снова и снова наслаждалась любимыми и не очень героями, сценами, диалогами. И смеялась, и плакала, не подавляя никаких эмоций, дома-то можно.
И обнаружила, что год за годом, пересматривая время от времени те же самые фильмы, я плачу ровно на одних и тех же местах! И одни и те же ситуации вызывают все те же эмоции, которые не слабеют. Странно, ведь кажется, мы меняемся с годами, и то, что нас волнует, меняется. Но оказалось - нет. Наверное, сильные эмоции вызывает прежде всего то, что трогает до глубины души, а в этой самой глубине мы - одни и те же! Там те самые ценности, с которыми мы взрослели, то самое, наверное, что составляет стержень всей нашей личности. И самые сильные эмоции мы испытываем именно когда затрагиваются эти наши глубинные ценности.
И вот мой «хит-парад» моментов фильмов, пересмотренных за мои вынужденные каникулы, которые неизменно застревают комом в груди и заставляют мои слезные железы работать в особом эмоциональном режиме:
«Сибирский цирюльник» - первое место в моем «плачевном» хит-параде.
Момент, где арестантов - и Андрея Толстого - провожают «по этапу». Когда их прогоняют по улицам, за ними следуют родные и друзья. Среди них капитан Толстого, которого замечательно играет Владимир Ильин, провожающий своего непутевого курсанта. Он следует за толпой арестантов, пытаясь оставаться наравне с Толстым, и время от времени пробивается сквозь толпу на первый план, зовет его: «Юнкер Толстой!» и отдает честь, прекрасно зная, что тот его увидеть не может. Тут у меня начинает щемить в груди, и наворачиваются первые слезы. Потом юнкера, друзья Толстого, пробиваются на уже пустую платформу, вагоны забиты арестантами и где-то в одном из них - их товарищ. Они пытаются послать ему последний привет и хором, почти не сговариваясь, запевают их строевую песню. В забитом вагоне, в толпе других арестантов Толстой слышит эту песню, и собравшись с силами, сквозь шум паровоза и гул других голосов отвечает своим друзьям - своей любимой арией Фигаро. Юнкера плачут, обнявшись на перроне. И вот тут уже у меня прорывается ком в груди и слезы сдержать невозможно. Сцена мужества Толстого (хоть и пострадавшего от совершенной глупости, впрочем, чего ожидать от «этих русских»), но более - сцена бескорыстной мужской дружбы и солидарности. Ужасно трогательно.
Sex & the City, 4 сезон, серия 64 «Ring A Ding Ding» («Игра стоит свеч»).
Кэрри вынуждена выкупить свою квартиру, но оказывается, никаких сбережений у нее нет - все ушло на дорогущие туфли (и почему мне это так знакомо?), кредит в банке не дают, а принять деньги от Бига, оставшегося ей якобы просто другом, ей не позволяет женское достоинство. Миранда и Саманта сразу предлагают дать в долг, но и от этого она отказывается. Шарлотта молчит, не желая впутывать в дружбу деньги, чем вызывает недоуменную обиду Кэрри, хотя как раз у Шарлотты после замужества - самая обеспеченная ситуация из всех троих. И вот все-таки, когда Кэрри уже совсем в отчаянии, Шарлотта приглашает ее в ресторан и там вручает ей свое... обручальное кольцо от Tiffany - как деньги для взноса на покупку квартиры. «Так Шарлотта превратила свое печальное прошлое в мое полное надежд будущее» - говорит Кэрри. И от этого поступка именно Шарлотты - всегда такой продуманной, расчетливой, часто даже в отношении друзей - снова проступают слезы. Настоящие друзья и подруги все равно преодолеют себя и бескорыстно отнесутся к тебе с любовью в любой ситуации, и от этого ужасно тепло на сердце.
Love. Actually. («Реальная любовь»)
Это мой любимый романтический фильм и моментов, когда хочется плакать от умиления, в нем хоть отбавляй. Но все же есть один эпизод, который трогает как-то по-особенному.
Один из героев безнадежно и безответно влюблен в невесту, а потом уже и жену своего лучшего друга (ее играет Кира Найтли). Он - свидетель на их свадьбе, а так же снимает эту свадьбу на камеру. На свадьбе он грустен, с этой самой невестой он якобы не в ладах, а после все никак не желает отдать кассету с записью молодоженам. До момента, когда новоявленная жена приходит к нему в поисках записи, совершенно неизвестно, почему он упрямится. И вот она неожиданно появляется в его квартире, он смущен и пытается ей препятствовать, но кассету она находит сразу и тут же ставит смотреть. И вдруг, в процессе просмотра этой ленты выясняется, что снимает он преимущественно ее. И она вдруг понимает, что он ее любит, жену своего лучшего друга, и именно поэтому пытался вести себя с ней не очень хорошо, ограждая себя от проявления чувств. И в отчаянии и в то же время облегчении от того, что она это теперь знает, он выбегает из своей квартиры, оставляя ее одну. И вот это самое отчаяние и обреченность неразделенной большой любви, попытка бороться с такими сильными эмоциями, безнадежность - все это так великолепно сыграно, что я каждый раз плачу. И не знаю, почему. В моей жизни таких ситуаций не было, и на такое большое и тем более неразделенное чувство я, как мне кажется, не способна. Видимо, именно меня и затрагивает - некое восхищение способностью на такие чувства.
Prime («Мой лучший любовник»).
Фильм появился, когда у меня в жизни происходила очень похожая история - я встречалась с молодым человеком на 10 лет моложе. Поэтому, конечно, фильм не оставил меня равнодушной, и стал частью моей видеотеки.
И вот есть один момент, который даже при повторном просмотре вызвал слезы.
Когда мама объясняет молодому влюбленному сыну, что любовь к женщине - это еще не все. «You love, you learn and you move on» - «Ты любишь кого-то, ты учишься на этом и - продолжаешь жить», имея этим в виду, что не всегда любовь заканчивается happy end-ом. Эта банальность, сказанная в киношной ситуации совершенно обыденным, хоть и хорошо сыгранным любящим материнским тоном Мэрил Стрип, почему-то вызывает во мне неизбежную реакцию - к горлу подкатывается ком, а к глазам - слезы. Просто, наверное, потому что это - самая простейшая истина. А истина - это то самое настоящее в нашей жизни, которое неизменно трогает до самой глубины души, потому что все мы в этой глубине души храним истину. Мы любим, учимся, живем. Но не всегда любовь - это жизнь. Иногда жизнь - это вовремя отказаться от любви и просто идти дальше. Печально, но истинно.
И, наконец, фильм, который я смотрела лишь один раз и не намереваюсь смотреть второй - именно потому, что он вызвал такую бурю эмоций, а точнее, слез. Вообще, если бы не рекомендация очень хорошего друга, я не стала бы смотреть фильм о войне. Но здесь сделала исключение - и не пожалела.
“Мы из будущего”
Тут даже трудно выделить какой-то отдельный «слезный» момент - когда начались военные действия, я замирала на каждой сцене, и после какого-то времени даже перестала вытирать слезы. Потрясает сама суть фильма, кстати, отлично переданная игрой актеров - пробуждение в молодых людях нового поколения ценностей, которых, казалось бы, в них нет даже в зародыше. На войне, куда они попадают волею фантастического случая. У них нет другого выхода, как воевать, по-настоящему. И вроде бы у них нет никакой мотивации, кроме как просто остаться в живых до момента, когда они выберуться из этой новой для них действительности. Но они не могут остаться равнодушными к этой чужой им действительности, и вживаются в нее, и борются -прежде всего с собой. И пронзительные сцены переживаний, не ведомых им ранее, и их поступков - пусть небольших, пусть совсем не подвигов - трогают до слез. Фильм оставил такое впечатление, что я поняла, как чувствуют себя контуженные взрывом.