Это сейчас набережная названа в честь реки, а когда-то была и Торговой, что понятно, и Сталинских ударников, и имени Сталина, и имени Ленина, что тоже понятно. Одна из центральных улиц Архангельска, длина 7,5 км. И хотя главной туристической улицей считается
Чумбаровка, на набережной народ гуляет круглосуточно при любой погоде. Смотрим?
А начнём прогулку от памятника Михаилу Васильевичу Ломоносову, 1826-1832. Скульптор Иван Мартос. Это самый первый памятник в России знаменитому учёному. Средства на строительство собирались народом по всероссийской подписке. И Ломоносов здесь очень непривычный, без парика.
Ломоносов представлен мною на северном полушарии для означения того, что он есть северный поэт. На полушарии выгравировано имя Холмогор, место его рождения. Положение фигуры выражает изумление, которым поражён он, взирая на великое северное сияние. В восторге духа своего поэт принимает лиру, подносимую гением поэзии… Вензелевое на лире имя государыни императрицы Елисаветы Петровны означает, что Ломоносов был певец счастливого её царствования.
Иван Мартос.
2. Памятник строителю Севера, 1965. Первоначально памятник назывался «Строителю послевоенного Архангельска».
3. Особняк Беляевского, 1907. Стиль Эклектика с формами Модерна. Первый этаж - кирпичный, а вот второй - из бруса, но облицован красным кирпичом. Очень симпатичный домик. А принадлежал он купцу Якову Андреевичу Беляевскому. Его отец, крестьянин, скопил состояние на торговле смолой. И, осваивая зарубежный рынок, отправил сына в Англию, чтобы тот знал особенности и британской, и российской коммерции. Вернувшись, Яков выгодно женился на дочери основателя Северодвинского речного пароходства и стал купцом I гильдии. Беляевский возглавлял правления компаний Северного речного и Важского крестьянских пароходств, входил в состав комитета внешней торговли торгового банка, правления биржевого комитета, был церковным старостой при архиерейской церкви, избирался гласным городской думы. Покинул Россию в 1921 году.
4. Но известен особняк в городе как Дом Гайдара. Проживал здесь писатель в 1928 году в коммуналке вместе с семьёй. Работал он сотрудником губернской газеты и часто мотался по командировкам, опубликовал более 50 статей, очерков и фельетонов. В Архангельске была завершена первая часть повести «Школа». В архивах «Правды Севера» долго хранился финансовый отчёт Гайдара, который чуть не привёл к сердечному приступу бухгалтера издательства. Кроме обычных статей расхода - транспорт, суточные - Гайдар записал: «Проиграно сплавщикам в карты… Выпито со сплавщиками водки…». Начальству Гайдар пояснил : «Чтобы написать стоящий очерк, мне пришлось зачислиться в бригаду. Чтобы не быть белой вороной, пришлось играть в карты. Играю я плохо, и потому проигрывал. Вопрос компенсации считаю принципиальным!» Вот так то!
5. Общественные бани Макарова, 1900-1904. Стиль Эклектика с использованием средневековых мотивов. Первооткрывателем банного семейного дела был Ефим Парфентьевич Макаров, который и построил общественные бани в разных частях города и со спокойным сердцем передал бизнес своему сыну. Входной билет был доступен простому люду, морякам, солдатам, рабочим. Они и стали главными посетителями макаровских бань. И уже в начале XX века Яков Ефимович слыл банным королём Архангельска. Кроме этого, на технической базе, принадлежавшей отцу, он основал мастерскую, ставшую началом собственного пароходства. Жизненно необходимыми для города были рейсы, совершаемые его пароходами, до Соломбалы и других островов. Причём пассажиров угощали горячим чаем с калачами. А вот пароходы народ прозвал макарками. Кстати, именно на таком пароходе предпочитал путешествовать по реке Пинеге отец Иоанн Кронштадтский, когда добирался к себе на родину, в село Суру Пинежского уезда. А Яков Ефимович организовывает ещё и театр, на доходы от которого содержит пожарную команду города. В 1920 году Яков Ефимович Макаров покинул Россию.
6. Деревянные Муравьи-гиганты, высота каждого 2,5 метра.
7. Почтовая контора, 1786. Сначала здание принадлежало купцу Беккеру, датчанину, а затем - купчихе Анфилатовой. Для успешной торговли здание подходило очень. Большой каменный дом в стиле Классицизм, у которого имелись открытая галерея, торговые лавки внизу и жилые помещения наверху. Но сначала Беккер, а затем и купец Ксенофонт Анфилатов обанкротились и в 90-ых годах XVIII века здесь разместился Губернский почтамт и оставался в этом здании вплоть до начала 1860-х. Затем здание перешло к Архангельскому русскому соединённому клубу, основанному представителями отечественного торгового сословия. И его перестроили - лишили галереи, вместо арок по уличному фасаду сделали окна и соорудили балкон в центре второго этажа. Кстати, а вы знаете что почтовая линия Москва-Архангельск стала первой регулярной в России?
8. Таможня, 1786. Стиль Поздний классицизм. Днём рождения архангельской таможни считается 1 апреля 1585 года, когда вышла царская грамота о денежных сборах таможенной избы города Архангельска. Основные торговые партнёры на протяжении столетий - Англия, Голландия, Германия и, позже Норвегия. Завозились через Архангельск многие товары - сукно, сухофрукты, посуда, орудия, селитра, свинец, золотые и серебряные изделия, жемчуг, вино, пряности, шёлковые и шерстяные изделия, сахар, табак. Вывозили - пушнину, полотно, сало, хлеб, лён, юфть, пшеницу, рожь. Британская империя 250 лет получала через Архангельск сырьё и полуфабрикаты для флота - доски для кораблей, пеньку для корабельного рангоута, смолу для корабельных корпусов, железо для пушек. За всё, естественно, взимались таможенные пошлины. Кроме того, никто не отменял контрабанду и контрабандистов, которых ловили архангельские таможенники.
9. Памятник Жертвам интервенции 1918-1920 годов. Это братская могила большевиков-подпольщиков, расстрелянных англосаксами.
10. Беседка Грина. Установлена в 1890 году на средства архангельского губернатора князя Николая Дмитриевича Голицына. Поэтому беседку ещё называли Голицынской. А писатель Александр Грин отбывал ссылку в Архангельской губернии с 1910 по 1912 годы. И точно не установлено, сиживал ли он в этой беседке или нет. Но название прижилось. Впрочем, в 1932 году беседку увезли в Москву и там следы её затерялись. А эту восстановили на найденном при раскопках фундаменте по старым чертежам.
11. Городское училище, вторая половина XVIII века. Стиль Классицизм. Сначала здесь размещались Архангельские Присутственные места, затем Телеграфная станция, а с 1876 года - Городское училище. В 1936 году здание соединили с соседним. И сейчас это школа № 4.
12. Благородное собрание, 1901-1906. Первоначально здание было двухэтажным, третий этаж достроен в 1936 году. Тогда же здание было соединено с соседним. Кстати, видно, что принадлежат разным эпохам, хотя сейчас это одно, единое.
13. Памятный знак в честь 400-летнего юбилея лоцманской службы России. Начало лоцманской службы было положено в ноябре 1613 года, когда царским указом было разрешено проводить к единственному в то время в государстве архангельскому порту торговые иностранные суда. На памятнике выдержка из клятвы лоцманов петровских времён - Во всех делах служения моего иметь в уме и помышлении не свои личные выгоды, но честь российского флага - пользу морской службе.
14. Стела Мыс Пур-Наволок. Именно в этом месте в 1584 году по приказу Ивана Грозного была заложена крепость, от которой и начал впоследствии расстраиваться город Архангельск. А стела символизирует носовую часть причалившей к берегу ладьи.
15. Портовые грузчики. Один - светловолосый молодой детина - тащит две струганные доски на плече, другой - постарше и посолиднее, с окладистой бородой - катит бочку с треской.
16. Стела Архангельск - город воинской славы.
17. Монумент Победы и вечный огонь, 1969. В почётном карауле застыли отлитые из бронзы фигуры защитников Родины - Моряка, Женщины-воина и Солдата.
18. Памятник Участникам Северных конвоев 1941-1945 годов. Это место выбрано неслучайно. Именно здесь, на рейде Северной Двины, встали на якорь корабли и суда первого союзного конвоя «Дервиш». Конвой состоял из шести английских и одного датского транспорта в охранении двух эсминцев, четырёх корветов и трёх тральщиков. Все эти суда благополучно прибыли в порт назначения 31 августа 1941 года. С этого конвоя начались поставки в Советский Союз столь необходимых фронту продовольствия, вооружения, техники, стратегических материалов. Сотни моряков погибли в холодных водах Северной Атлантики. Всего за годы войны арктическими водами в Советский Союз прошло 42 конвоя в составе 811 судов, из которых 65 были уничтожены. В памятнике сочетаются два символа. Первый символ - это стена, олицетворяющая морскую блокаду. Через неё под бомбёжками и атаками подводных лодок, рискуя жизнями тысяч моряков, прорывались северные конвои. Второй символ - это корабль, который не только прорывает эту стену - блокаду, но как бы уходит в другое измерение. Это символизирует то, что души всех погибших моряков уходят в мир иной, на небо, а их подвиг навсегда останется в нашей памяти.
19. Памятник Тюленю - спасителю жителей Архангельска и блокадного Ленинграда. В годы Великой Отечественной войны Архангельск по смертности от голода занимал второе место после блокадного Ленинграда. Мясо и жир тюленя, добываемые в Баренцевом и Белом морях, помогли выжить в голодные военные годы не только архангелогородцам, но и ленинградцам, ведь по «дороге жизни» провиант отправляли и в блокадный Ленинград. Удивительный факт - в день открытия памятника, на льдинах вблизи набережной были замечены тюлени, которые уплыли в море только после окончания мероприятия.
20. Памятник Соловецким юнгам. В 1942 году по приказу Наркома ВМФ СССР Н.Г. Кузнецова на базе учебного отряда Северного Флота была создана школа юнг. Набирались, в основном, мальчишки из Архангельска. За 3 года существования школа выпустила: радистов 946, рулевых 635, боцманов 44, электриков 534, артиллерийских электриков 360, торпедных электриков 139, мотористов-дизелистов 124. Более 1000 мальчишек погибло в боях за нашу Родину. Образ памятника весьма эмоционален, он представлен в виде якоря и юноши в матроске, уходящего на дно.
Кстати, выпускником первого набора Соловецкой школы юнг был Валентин Пикуль. Специальность Рулевой-сигнальщик. В 1943 году, после окончания школы, был направлен на эскадренный миноносец «Грозный» Северного флота, где и прослужил до конца войны.
21. Ещё один памятник Ломоносову. К 300-летию со дня рождения.
22. Главный дом усадьбы Вайтед, 1850. Стиль Поздний классицизм. Усадьба принадлежала английскому консулу John Whitehead, который по русским документам значился как Иван Матвеевич Вайтед. Проживал в Архангельске с 1838 года и сделал состояние на торговле русским лесом. Вынужден был уехать в Англию в 1854 году из-за войны, объявленной Великобританией России. Дом был продан Архангельскому окружному суду, а затем перешёл в ведомство Почтового департамента. От усадьбы сохранился ещё и флигель, маленький кусочек которого виден на предыдущем фото.
23. Дом Суркова, 1851. Стиль Эклектика. Альберт Юльевич Сурков - купец 1-ой гильдии, ставший одним из крупнейших промышленников Севера. Заводы - водочный, пивоваренный, винокуренный, деревоперегонный, лесопильный, целлюлозный.
24. Фёдор Александрович Абрамов, уроженец Пинежского уезда. «Пряслиных» читала, но очень давно. Помню что понравилось.
25. Святые благоверные Пётр и Феврония Муромские.
26. Торгово-мореходное училище, 1855. Стиль Поздний классицизм.
27. Сахарный завод Брандта, 1826. Стиль Классицизм. Вильгельма Брандта в Архангельск привёз дальний родственник Александр Беккер, о котором я рассказывала выше. И ученик по всем статьям переплюнул своего учителя, занявшись сахарным производством. Развернулся он широко. Строил корабли, торговал с Европой и Америкой, строил заводы - лесопильный, канатный, уксусный. И шестиэтажный сахарный. Но после его смерти здание пришло в запустение. В 1891 году завод перестраивают под техническое училище. Ярусы соединили, этажей стало меньше, но высота осталась прежней. Открытие состоялось в 1893 году, к 200-летнему юбилею первого посещения города Петром Великим. Различные мастерские, библиотека, классные комнаты, чертёжные, рисовальные, два актовых зала, квартиры для служащих. Готовили кузнецов, слесарей, литейщиков, мастеров столярно-модельного дела.
28. Адмирал Николай Герасимович Кузнецов, Герой Советского Союза, уроженец Архангельской области. Вся жизнь связана с морем. В июне 1941 он самостоятельно, не дожидаясь приказа главного командования, привёл весь флот в состояние боевой готовности. Именно поэтому в первые месяцы войны потери на флоте были минимальны. Его слова -"Принимаю ответственность на себя" - как нельзя лучше характеризуют адмирала.
29. Главный корпус комплекса казённых винных складов, 1899-1905. Стиль Эклектика. Самое интересное - комплекс строили политические ссыльные, коих Император из столиц отправил в Архангельск под надзор полиции. Те вызвали на подмогу питерских рабочих и добились перевода политссыльных из других городов. Работали, пока не переругались вдрызг. Революционер Иванов, руководивший стройкой пристани, выдавал работавшим у него арестантам тюрьмы для сугреву по стакану водки. Арестанты были довольны. Зато политссыльные, которым, видимо, не наливали, подняли бунт. Соратника по революционной борьбе обозвали эксплуататором и потребовали над ним суда. И в самый разгар строительства ссыльные бросили работу. Отсидели своё и умчались сеять революцию в иные места. Тем не менее комплекс достроили. До революции казённые винные лавки Русского Севера получали архангельскую водку по 10 рублей за ведро. Стоимость 2,5 кг мяса. Никогда больше водка не стоила столь дёшево. Не останавливалось ни на один день производство в Великую Отечественную. Стратегический продукт.
30. Кузница комплекса казённых винных складов, 1899-1905. Кстати, комплекс занимает целый квартал. Первоначально он состоял из 25 корпусов - приёмный покой, спиртохранилище, Воскресная школа, бондарка, жилое здание и различные склады.
31. Шпиль пристани № 85 Архангельского ликёро-водочного завода.
32. Дом полковника Карцева, середина XIX века. Стиль Классицизм. В 1899 году дом был выкуплен у наследников для Дома трудолюбия. В 1901 году в нём воспитывалось уже 46 детей-сирот.
33. Ольгинская женская гимназия, 1914. Стиль Эклектика. Строилась под покровительством Великой княжны Ольги Николаевны и названа в её честь.
Вот и прошли мы набережную, снова от моста до моста.