Нижний Новгород. Часть 1.

Mar 27, 2016 00:48

После моего первого путешествия я, естественно, начала искать единомышленников. Ведь должны же быть люди, которые делятся впечатлениями от своих поездок. Оказывается в сети много таких сайтов. И очень мне понравился своей доброжелательностью сайт http://www.rutraveller.ru/. Мало того, что здесь много информации о различных местах, понравились сами пользователи. Которые собирались на живую встречу в Нижний Новгород. Значит и я еду в Нижний!




Собралось нас 12 человек из разных мест и девочки из Нижнего показывали нам свой город. В первый же день я обгорела начисто. Но настроения это не попортило и впечатления от поездки остались только положительные.





А так как я была здесь в июне, теперь Нижний Новгород стойко ассоциируется у меня с запахом цветущих лип.



Нижний Новгород основан в 1221 году владимирским князем Юрием Всеволодовичем на месте слияния Волги и Оки.



Один из наиболее известных нижегородцев - Кузьма Минин, организатор Народного ополчения 1612 года. В 1803 году благодарные горожане начали сбор средств на памятник Минину и Пожарскому. Первоначально предполагалось поставить памятник в Нижнем Новгороде. Но из-за того, что он имел очень большую ценность для страны, было решено установить его на Красной площади в Москве. И только в 2004 году мэр Москвы решил устранить эту историческую несправедливость. Он предложил скопировать памятник российскому скульптору Зурабу Церетели. 4 ноября 2005 года состоялось торжественное открытие памятника на площади Народного единства, месте откуда началось народное ополчение 1611 года.



Как известно, до революции 1917 года Нижний Новгород называли «карманом России» и «третьей столицей» - нижегородская ярмарка была крупнейшей в России. И нижегородское купечество принимало активное участие в строительстве города, его благоустройстве. На самых лучших зданиях Нижнего Новгорода - памятниках архитектуры и истории - сейчас висят таблички с именами купцов.



Здание банка Рукавишниковых изначально было задумано под доходный дом с несколькими банковскими конторами, но по окончании строительных работ в 1908 году в здании разместилось отделение Русского торгово-промышленного банка, крупнейшего в России. А так как Рукавишниковы были виднейшими клиентами этого учреждения, банк стали называть по фамилии состоятельной династии. Проектированием банка занимался представитель модернизма и известнейший московский архитектор Фёдор Шехтель. Здание выполнено в неоготическом стиле. Фасад облицован белой глазурованной плиткой и имеет дополнительную отделку в виде стилизованного растительного орнамента серого цвета, он же покрывает сплошным ковром среднюю часть парапета. На входе в банк посетителей встречают две скульптуры, олицетворяющие промышленность и земледелие. Автором скульптур выступил С.Т.Коненков.



Дом купца Бугрова является архитектурной памяткой города, построен в стиле эклектика в 1888 году. И здесь мы подошли к теме нижегородского старообрядчества. Самыми богатыми купцами, не жалевшими денег на благотворительность, были выходцы из старообрядческих крестьянских семей. Такие выходцы стали элитой нижегородского купечества. В традициях нижегородского купечества было: «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли». Особенно известной в городе была династия купцов Бугровых. Самой колоритной фигурой Нижегородского купечества являлся Николай Александрович Бугров - старообрядец - беглопоповец. В известном произведении "В лесах" Мельникова-Печерского под именем Максима Потапова был изображён его отец. Н.А.Бугров был негласным лидером нижегородской буржуазии, его влияние вышло далеко за пределы губернии. Он открыто поддерживал тайные сектантские скиты в лесах Керженца и на Иргизе. Бугров вообще являлся не только деятельным защитником сектантства, но и крепким столпом, на который опиралось "древнее благочестие " Поволжья, Приуралья, и даже некоторой части Сибири.



Дворец труда. Первый раз его как доходный дом построил в 1852 - 1854 годах основатель бугровской фирмы Пётр Егорович Бугров. Вскоре сгорел деревянный театр князя Н. Г. Шаховского, и губернатор, князь Н. А. Урусов, большой театроман, попросил Бугрова сдать новый дом в аренду под городской театр. Старообрядцы театральных зрелищ не жаловали, но как было не внять просьбе губернатора?
Дом оказался в руках театральных антрепренёров. Они часто менялись, аренду платили неисправно. Бугровым всё это надоело. Сын Петра Егоровича Александр потребовал выселения театра.
В 1862 г. этот дом купил губернский предводитель дворян А. А. Турчанинов. Здание как нельзя лучше соответствовало его общественному статусу. Но не успел Турчанинов обжиться в приобретённом особняке, как в 1863 г. скоропостижно скончался. Его жена, потрясённая горем, отказалась жить в опостылевшем доме и уехала в Москву. Купленное здание снова сдала в аренду театральному антрепренёру отставному лейтенанту флота Н. Н. Фигнеру. И бугровский дом опять пошёл по рукам различных содержателей городского театра. Здание запустили. От театральных небрежностей оно несколько раз выгорало внутри, постепенно разрушалось.
Николай Александрович Бугров застал дедовский дом в плачевном состоянии. Выпутываясь из долгов, антрепренёр Н. Н. Фигнер заложил здание театра Нижегородскому дворянскому банку, а выкупить обратно не смог.
В 1894 г. судьбу театра обсуждала городская Дума. Она собиралась выкупить здание из залога и отремонтировать. Но гласный Думы Н. А. Бугров возразил: дед строил дом не для театра, а арендаторы так его разорили, что лучше построить для зрелищ новое здание. И предложил от себя на это 200 тысяч рублей. Дума за щедрое предложение ухватилась, выделила от себя 50 тысяч рублей, обратилась за субсидией в правительство. Уже через два года Нижний Новгород украсился великолепным театром на Большой Покровской.
Выкупил Н. А. Бугров полуразрушенное здание дедовского дома у банка за 50 тысяч рублей. И в 1897 г. подарил городской Думе с условием, “чтобы в этом здании не допускалось устройства какого-либо театра и вообще увеселительного заведения, а равно торгового заведения для продажи крепких спиртных напитков. И чтобы доходы с этого дома пошли в особый фонд для раздачи бедным жителям города”.
Городская Дума с благодарностью приняла бугровский дар, согласилась со всеми его условиями, оценила “подарок” в 37 800 рублей и затеяла в нём капитальный ремонт. Он вёлся под руководством архитектора города П. Н. Малиновского. Но 27 января 1898 г. произошёл страшный пожар, уничтоживший здание до фундамента. Комиссия, назначенная губернатором, пришла к заключению, что причиной стала изношенная электропроводка. Здание восстановлению не подлежало.
Городская Дума стала хлопотать о возрождении бугровского подарка. К 1899 г. архитектор В. П. Цейдлер разработал проект со сметной стоимостью в 236 тысяч рублей. 19 103 рубля было выручено от распродажи остатков старого здания, 100 тысяч рублей городская Дума позаимствовала в Николаевском городском общественном банке. Откуда же взялись недостающие средства? Н. А. Бугров взял на себя свыше 70% расходов по строительству дворца. Обошёлся он в 258 531 рубль. Так что есть достаточно оснований считать его “бугровским даром”.
В 1904 г. на месте сгоревшего появился новый особняк, в который и перебралась городская Дума. В знак признательности Н. А. Бугрову за помощь Дума нарекла своё новое здание “Бугровским благотворительным корпусом”. Она ходатайствовала перед императором о присвоении Н. А. Бугрову звания мануфактур-советника, учредила стипендии имени Николая Александровича в Коммерческом и Кулибинском училищах, учредила фонд Бугрова во “Вдовьем доме”.



В 1880 году в память умершего отца Н.А. Бугров учредил приют для «бывших людей». Выстроенное зодчим Фёдором Николаевичем Фалиным, в рациональном стиле русской архитектуры рубежа XIX - ХХ веков, здание приюта смотрелось таким же прочным и крепким, как и его основатель, прекрасно гармонируя с кремлёвским ансамблем, у подножия которого оно расположилось.
Дом, рассчитанный на одновременное пребывание в нём до 900 человек, в реальности принимал гораздо больше нуждающегося люда. Строгости в ночлежном доме были большие, старообрядец Бугров излишних вольностей не терпел, да видимо и нельзя было по другому удерживать от противоправных действий необузданную, привыкшую к безначалию и бесконечной вольности многосотенную толпу народа. Во время нахождения в ночлежном приюте не дозволялось: «курение табаку, питие спиртных напитков, игра в карты и другие игры, буйство, брань, пение. Замеченные в сём останавливаются надзирателем, а при не послушании - немедленно высылаются вон из дома во всякое время». Для предотвращения воровства ночлежники, приносящие какую либо поклажу, обязаны были сдавать её при впуске старшему надзирателю под особую номерную марку и получать по ней своё имущество при выпуске. Рано утром постояльцы, по звонку, были обязаны покинуть ночлежку, далее помещение запиралось и ни кто из посторонних, не имел туда права входа до самого вечера.
Много кто, волей или неволей попадал сюда - мало, кто выбирался обратно. Одним из «пропавших» обитателей дома стал двоюродный брат Максима Горького Александр Михайлов - безвольный романтик и мечтатель. Несколько раз Горький вытаскивал его из окружения обитателей ночлежки, даже увозил с собой в Крым, устраивал сторожем на виноградники, но всё напрасно. Через несколько месяцев Михайлова потянуло на Волгу, он опять очутился в привычном ему мире обитателей ночлежки. Результат был предсказуем и печален - в 1908 году он умер от тифа. Возможно, помня печальную судьбу родственника, Горький так пристально интересовался жизнью людей ночлежки, их судьбами, мечтаниями, характерами. К слову говоря, сам Горький оказался в числе тех не многих, кому посчастливилось, не раз оказавшись в качестве обитателя ночлежки, вырваться из этой страшной среды. Многие завсегдатаи ночлежного дома стали прототипами лирических героев знаменитой пьесы Горького «На дне». Исторической справедливости ради следует заметить, что описанная автором пьесы бытовая сторона жизни «Бугровских постояльцев» несколько отличалась от действительной. Пьянства не было, за этим следили получавшие хорошее жалование надзиратели, уставом приюта строжайше запрещалось брать с собой вино, пиво и другие спиртные напитки.



Дом купца Пятова. Иван Степанович Пятов торговал железом, имел в Нижнем Новгороде прядильные и кирпичные заводы, пять каменных и один деревянный дом, два каменных корпуса лавок на Нижнем посаде. Дом выстроен в 1819 году архитектором и градостроителем А.А. Бетанкуром. Главный фасад дома Пятова отмечают восемь приставных ионических колонн, фриз над ними украшают тройные венки славы - символ победы России над Наполеоном. Первый этаж предназначался для размещения лавок, поэтому имел большие арочные остеклённые входы. Комнаты второго этажа сдавали внаём.



Дом-особняк купца М.А.Зайцева, известного общественного деятеля, благотворителя, попечителя городского детского приюта. Построен в 1904-1906 годах, архитектор Д.А.Вернер. Характерный образец архитектуры ретроспективизма.



Усадьба Рудинского - Сергеева. Дом был возведен летом 1862 года, окончательно работы завершились в 1863-1864 годах. Автор проекта не установлен, возможно, им являлся В.И. Рудинский, назначенный незадолго до того на должность помощника городового архитектора. Надзор за строительством осуществлял архитектор И.Ф. Небольсин. В 1900-е года (около 1905 года) дом был перестроен (расширен) очередным владельцем усадьбы купцом А.П. Сергеевым - лесопромышленником, усердным жертвователем на нужды народного просвещения. Главный фасад приобрёл богатый лепной декор в духе эклектики с использованием приёмов и деталей, заимствованных, в основном, из барокко и классицизма.



Главный усадебный дом купца 1-ой гильдии, нижегородского городского головы Дмитрия Васильевича Сироткина построен по проекту московских зодчих братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных в 1913-1916 гг. в стиле неоклассицизма. Этот стиль более всего отвечал желанию заказчика - возможности размещения в нём впоследствии музея.



Д.В.Сироткин родился в крестьянской семье. Начав с торговли «щепным товаром» и изделиями кустарного промысла, его отец затем завёл два небольших пароходика, на пароходе «Воля» Дмитрий Васильевич в детстве работал поварёнком. Женившись на дочери казанского купца-пароходчика, при помощи тестя в 1895 году купил свой первый буксир. Затем приобрёл в собственность нефтетранспортное дело. В 1907 году образовалось «Торгово-промышленное и пароходное товарищество Дмитрия Васильевича Сироткина» с капиталом в 1,5 миллиона рублей (15 пароходов, около 50 непаровых судов, в том числе более 20 барж). В 1910 году Д. В. Сироткин стал директором-распорядителем крупной пароходной компании «Волга».
29 марта 1913 года Сироткин избран нижегородским городским головой на четырёхлетний срок. Отказался от жалованья городского головы. Вскоре начался крупный скандал, связанный с принадлежностью Сироткина к старообрядчеству. В Нижнем Новгороде, 7 мая 1913 года на торжествах по случаю 300-летия царской династии в присутствии царя был устроен молебен. Так как служили новообрядческие священники, городской голова демонстративно не крестился.
Во время пребывания его на должности городского главы в Нижнем Новгороде началось строительство канализации, было выкуплено в собственность города трамвайное и электрическое хозяйство, открылась городская хлебопекарня.
В 1918-1919 годах находился на Белом Юге, в основном в Ростове-на-Дону. Играл важную роль в местных предпринимательских кругах. В конце 1919 года уехал во Францию. В 1920-е годы поселился в Югославии вместе с семьёй, где жил доходами от эксплуатации двух небольших пароходов. О последних годах его жизни практически ничего не известно.
В 2011 году на белградском кладбище был открыт памятник на могиле Д. В. Сироткина, который изготовили по заказу администрации Нижнего Новгорода.





Нижегородское отделение Государственного банка - выдающийся памятник архитектуры неорусского стиля. Построен в 1911-1913 гг. по проекту В.А. Покровского в честь 300-летия царствования Дома Романовых. Эскизы росписей исполнил художник И. Я. Билибин. Здание имеет облик сказочного средневекового европейского замка-крепости и одновременно русских теремных княжеских хором с вынесенным вперед крыльцом с шатровой кровлей.17 мая 1913 г. здание посетил император Николай II, совершавший путешествие по Волге.



Знаменитая чкаловская лестница, состоит из 450 ступенек.





Канатная дорога через Волгу. Страшно до ужаса!!! Кабинка трясётся, внизу Волга, пипец!





Но очень красиво!

волга, Нижний Новгород, поволжье, ока, николай II, писатели, романовы, реки, художники, канатная дорога, шехтель, Нижегородская область, горький, юрий всеволодович, ополчение 1612 года, бетанкур, рюриковичи, кузьма минин

Previous post Next post
Up