Уроженцы Ноормаркку из полка Пори фотографируются на окраине родного поселка в день его перехода под контроль "белых". Финляндия, Сатакунта, 12 апреля 1918 года.
К середине марта 1918 года в ходе Гражданской войны в Финляндии наметился перелом. Хотя "красные" располагали очень значительными силами и контролировали наиболее населенный и развитый в промышленном отношении юг страны, им не удалось реализовать свое преимущество. Благодаря гораздо лучшей организации вооруженной борьбы и грамотно выбранной стратегии их противники сначала стабилизировали фронт, а затем перехватили инициативу. Первоочередной целью "белых" стал захват Тампере - третьего по величине города Финляндии, являвшегося промышленным и транспортным центром огромной важности и имевшего репутацию "столицы рабочего движения". Войска генерала Маннергейма начали наступление 15 марта, 18-го обрушили оборону "красных", 23-го вышли к городским предместьям и 28-го приступили к штурму. Хотя численно силы оборонявшихся и штурмующих были практически равны, "белые" взяли Тампере в окружение и полностью контролировали ситуацию. Нарушить их планы мог лишь подход крупных сил Красной гвардии из других районов страны, так что в штабе Маннергейма прилагали все усилия к тому, чтобы предотвратить подобное развитие событий.
Руководивший обороной Тампере революционер Хуго Салмела возлагал большие надежды на помощь со стороны Красной гвардии города Пори, находившегося в 105 километрах западнее. В провинции Сатакунта, главным центром которой и являлся Пори, действительно находились значительные силы красногвардейцев, которые могли бы выделить резерв для нанесения деблокирующего удара. Однако полковник Эрнст Линдер, командовавший действовавшими в этой провинции войсками "белых", смог нарушить планы противника, развернув упреждающее наступление. В качестве объекта предстоящей атаки он выбрал поселок Ноормаркку, находившийся в 13 километрах к северу от Пори.
Расчет "белых" строился на том, что удержание Ноормаркку имело ключевое значение для обороны самого Пори, так что проигнорировать угрозу для столь важного пункта красногвардейцы просто не могли. Кроме того, местные жители в большинстве своем совсем не симпатизировали "красным" - даже во время Великой войны поселок считался зажиточным, поскольку в нем работали две лесопилки, небольшой металлургический завод и молочная ферма. Владельцем предприятий являлся промышленник и меценат Вальтер Альстрём, сразу после начала гражданской войны покинувший Ноормаркку и перебравшийся в Стокгольм. А вот его родной брат Рафаэль остался, невзирая на всю опасность такого решения, за что и поплатился жизнью. В начале марта он и еще 15 жителей Ноормаркку были взяты революционерами в заложники и 10-го числа расстреляны по пути в Пори близ селения Колиахте. Помимо Рафаэля Альстрёма в числе казненных оказались также управляющий металлургическим заводом Лаури Паасикоски и Торстен Эдвард Моландер - сын бывшего градоначальника Пори. И поскольку семья Альстрём пользовалась во всей округе большим уважением, эта расправа не вызвала ничего, кроме возмущения и негодования.
Задача, поставленная перед подчиненными Эрнста Линдера, являлась крайне непростой хотя бы потому, что силы "белых" численно уступали оборонявшимся вдвое. В Ноормаркку и расположенной в семи километрах юго-восточнее деревне Харьяканка находилось около 1300 красногвардейцев, в распоряжении которых имелась батарея полевой артиллерии. А выделенная для наступления группа насчитывала всего 600 человек и не располагала артиллерийской поддержкой. Так что атакующим приходилось рассчитывать прежде всего на более высокую подготовку личного состава, четкую организацию боя и хитроумное планирование.
Идея нанести концентрированный удар с единственного направления была отброшена сразу, поскольку в этом случае "красные" могли легко парировать его, быстро перебросив все силы на угрожаемый участок. Поэтому командир "белого" полка Пори подполковник Вальтер Берг решил атаковать тремя боевыми группами с северо-запада, северо-востока и юго-востока. Важным залогом успеха этого плана являлся захват Харьяканки, где у красногвардейцев имелось всего 250 бойцов.
Бойцы одного из отрядов Красной гвардии Тампере. Финляндия, март 1918 года.
Возглавить северо-западную группу было поручено опытному фронтовику капитану Пааво Юхо Талвела. Во время Великой войны этот офицер хорошо проявил себя, сражаясь на Восточном фронте в рядах 27-го Королевского Прусского егерского батальона, комплектовавшегося в основном финскими добровольцами. Теперь в распоряжении капитана Талвела имелось три роты, готовых выступить со стороны озера Пойкельярви.
С северо-востока вдоль дороги, соединявшей Ноормаркку и Помаркку, должен был атаковать вспомогательный отряд адъютанта Вуори, усиленный двумя пулеметами.
Наконец, взятие Харьяканки и нанесение дальнейшего удара с юго-восточного направления были возложены на две роты под командованием капитана Гуннара фон Герцена, ранее служившего вместе с Пааво Талвела в 27-м Королевском Пруссском егерском батальоне. 17 марта в бою под Суоденниеми Гуннар получил ранение, но пожелал остаться в строю и лично командовать своим подразделением в предстоящем наступлении.
Изначально предполагалось, что атака на Ноормаркку состоится 29 марта, однако из-за недостатка времени, необходимого на подготовку, начало наступления перенесли на 30-е число. Это была Великая суббота накануне Пасхи.
В ночь с 29-го на 30-е все три боевые группы "белых" заняли исходные позиции и около 4 часов утра двинулись вперед. Наступавший с северо-запада отряд Пааво Талвела достиг Ноормаркку без каких-либо затруднений - красногвардейцы, занимавшие передовую линию в нескольких километрах от поселка, при появлении противника быстро отступили, чтобы предупредить своих товарищей о возникшей угрозе и занять основной оборонительный рубеж на окраине. К семи часам утра атакующие вышли на этот рубеж, начали штурм и поначалу имели успех. К тому же вскоре к месту сражения со стороны Помаркку подошел отряд адъютанта Вуори, и бой все больше смещался к лютеранской церкви, находившейся практически в центре Ноормаркку. Но тут в дело вступила артиллерийская батарея "красных".
По свидетельствам очевидцев, командовал ею эстонский коммунист, ранее сражавшийся на фронтах Великой войны в рядах армии Российской империи. И свое дело он знал превосходно. Первый залп ударил по транспортной колонне группы Талвела, следовавшей за основными силами, и нанес потери, после чего обозники бросились врассыпную, а некоторые даже повернули назад. Затем артиллеристы перенесли огонь на атакующих солдат и заставили их залечь. Как вспоминал в дальнейшем один из участников штурма Юрьё Пеннанен, плотность и интенсивность орудийной стрельбы были сравнимы с теми, что ему доводилось видеть в боях против германских войск. Около 09:30 один снаряд вдруг влетел в окно церкви, где в тот момент не было никого, разорвался у алтаря и вызвал пожар, быстро уничтоживший все здание, построенное в 1835 году по проекту архитектора Йоханна Карла Людвига Энгеля. Помимо прочего, сгорели церковный архив, библиотека и сам алтарь "Иисус и грешница" работы знаменитой художницы Элин Клеопатры Даниэльсон-Гамбоджи. Как утверждал впоследствии начальник штаба Красной гвардии в Ноормаркку Тойво Куукканен, роковой выстрел был произведен лично командиром батареи, имевшим репутацию воинствующего атеиста и крайне враждебно относившимся ко всему, что было связано с церковью и религией. Поэтому есть основания полагать, что уничтожение церкви являлось преднамеренным и диктовалось не рациональными соображениями, а лишь подогретыми напряжением боя эмоциями эстонца.
Встретив столь мощный отпор, Пааво Талвела принял решение закрепиться на достигнутых рубежах и приостановить атаки во избежание больших потерь. Теперь его надежды были связаны с подходом группы Гуннара фон Герцена, а пока "белые" подключились к обнаруженной телефонной линии противника и начали прослушивать переговоры, которые обороняющиеся вели со штабом Красной гвардии в Пори.
Лютеранская церковь в Ноормаркку, построенная в 1835 году и сгоревшая во время боя 30 марта 1918 года. Фото 1895 года.
Тем временем дела у Гуннара фон Герцена и его подчиненных шли далеко не так хорошо, как им самим того хотелось бы. Хотя Харьяканку оборонял не слишком многочисленный отряд, красногвардейцы были исполнены решимости сражаться и занимали хорошо подготовленные позиции. "Белым" удалось почти полностью окружить деревню, а затем занять дома на ее восточной и западной окраинах, однако этим их успехи и ограничились. Далее все свелось к позиционной перестрелке, в ходе которой обе стороны избегали излишнего риска, не допуская больших потерь. Несколько раз красногвардейцы пытались контратаковать в южном направлении, чтобы отбросить перекрывший дорогу на Пори взвод под командованием лейтенанта Кайно Ниемеляйнена, но не преуспели.
Бой продолжался до наступления сумерек, а затем фон Герцен приказал отступать. Что интересно, примерно в то же самое время точно такой же приказ отдал и командир "красных", поскольку у оборонявшихся почти закончились боеприпасы. Противники разошлись, не сговариваясь, и к 22:00 в деревне не осталось ни одного вооруженного человека. Лишь утром 31 марта к Харьяканке был отправлен красногвардейский резерв из Пори, который и занял деревню около полудня.
Пааво Талвела, так и не дождавшийся подхода отряда фон Герцена, вывел своих людей из боя еще раньше - около 17:00. При этом положение "красных" в Ноормаркку было в тот момент немногим лучше, чем у их товарищей в Харьяканке. Боеприпасы у них почти закончились, и если бы штурм продолжился, обороняющиеся вряд ли смогли бы продержаться дольше двух-трех часов. Командира "белых" смутило то обстоятельство, что в течение дня в поселок несколько раз подходили со стороны Пори повозки с грузом снарядов, патронов и медикаментов, о чем Талвела имел сведения благодаря перехваченным телефонным переговорам. Но он не знал, что эти запасы оказались быстро исчерпанными по ходу боя.
Хотя сражение продолжалось на протяжении десяти часов и обе стороны вели огонь очень интенсивно (одна только артиллерийская батарея под командованием неистового эстонца выпустила около тысячи снарядов), потери были относительно невелики. Это объяснялось тем, что и "белые", и "красные" берегли личный состав, действуя грамотно и обдуманно. Со стороны штурмующих погибло 28 человек, еще 59 получили ранения. В числе раненых оказались Гуннар фон Герцен и командир входившей в состав его отряда 2-й роты лейтенант Юрьё Юлянкё. Имевшие не столь хорошую военную подготовку красногвардейцы потеряли около 60 человек убитыми и до 200 ранеными. Семеро из числа погибших стали жертвой самосуда, устроенного уроженцами Ноормаркку, сражавшимися на стороне "белых" - те расстреляли сдавшихся в плен вражеских бойцов в качестве мести за заложников, казненных 10 марта.
Попытка штурма Ноормаркку и Харьяканки завершилась неудачей, однако спланированное в штабе подполковника Берга наступление достигло своей цели - Красная гвардия Пори не смогла выделить резерв для помощи своим товарищам в Тампере, и "белые" одержали там победу, во многом предопределившую исход гражданской войны. После падения Тампере сопротивление "красных" в провинции Сатакунта продолжалось недолго. 12 апреля бойцы полка Пори без боя вошли в Ноормаркку и Харьяканку, а 15 апреля был занят и Пори.
Когда гражданская война завершилась, поселок довольно быстро отстроился. На месте церкви, сгоревшей 30 марта, в 1933 году была открыта новая, возведенная по проекту архитектора Армаса Линдгрена. Поскольку прихожане не располагали достаточным количеством средств для финансирования ее строительства, все расходы в размере 500 тысяч марок взяла на себя семья Альстрём. Это здание украшает Ноормаркку по сей день.
Бывший начальник штаба Красной гвардии в Ноормаркку Тойво Йохан Куукканен после поражения "красных" был арестован и провел несколько недель в столичной тюрьме, но затем вышел на свободу. В дальнейшем он сделал успешную карьеру в качестве плотника-дизайнера, активно участвовал в общественной жизни и получил известность, как профсоюзный лидер.
Гуннар Эмиль фон Герцен сражался против войск РСФСР в Олонецком походе 1919 года и 4 мая получил еще одно боевое ранение. Вернувшись в Финляндию, он стал врачом и занимался медицинской практикой до выхода на пенсию в 1957 году. Во время Зимней войны фон Герцен занимал должность главного врача 18-го полевого госпиталя, а в годы Войны-продолжения работал окружным врачом в хорошо знакомом ему Олонце.
Среди всех участников боя за Ноормаркку наибольшая слава выпала на долю Пааво Юхо Талвела. В декабре 1939 года его боевая группа сокрушила советские войска в сражении при Толваярви, что сразу принесло Пааво звание генерал-майора и должность командира корпуса. Во время Войны-продолжения он снова не раз отличился, командуя различными соединениями, за что получил множество наград, в числе которых были Крест Маннергейма 2-го класса и Германский Крест в Золоте. В 1946 году Талвела вышел в отставку, занялся предпринимательством в сфере целлюлозно-бумажной промышленности и весьма преуспел, уже через четыре года заняв пост генерального директора Ассоциации финских переработчиков бумаги и картона "Converta".