Петр Марютин
К началу сентября 1941 года обстановка на Северо-Западном фронте складывалась для советской стороны неутешительно. После провала контрудара под Старой Руссой боевой потенциал войск, перешедших под командование генерал-лейтенанта Павла Курочкина, существенно снизился, в то время как противостоявшие им германские соединения перегруппировались и двинулись на Демянск. В числе частей авиации фронта, пытавшихся сдержать натиск противника, был и 288-й штурмовой авиаполк.
Этот полк, сформированный уже после начала войны против Германии, имел двухэскадрильный состав и насчитывал 20 самолетов-штурмовиков Ил-2. Летчики и механики - в большинстве своем молодежь - не успели толком освоить новую технику из-за крайнего дефицита времени, отпущенного на обучение, и потому им пришлось восполнять этот пробел уже по ходу фронтовой работы. Наиболее опытным авиатором являлся командир части 32-летний майор Иван Дельнов, ранее пилотировавший двухмоторные бомбардировщики СБ и совершивший 11 боевых вылетов во время Зимней войны. 29 августа 1941 года 288-й ШАП включился в активные действия с аэродромов Волгино и Коломенка, расположенных близ города Боровичи.
На первый взгляд, недостаточная подготовка летного состава не выглядела совсем уж большой проблемой - зенитное прикрытие германских войск, наступавших на Демянском направлении, было не слишком мощным, а неприятельских истребителей подчиненные майора Дельнова поначалу не встречали в воздухе вообще и отправлялись на задания без прикрытия. Первая встреча с авиаторами Люфтваффе состоялась 10 сентября во второй половине дня.
Выпускник Балашовской военной авиационной школы младший лейтенант Петр Марютин совершил свой первый боевой вылет 1 сентября 1941 года и до 10-го числа успел поучаствовать в штурмовках еще десять раз. Утром того дня он в составе пятерки Ил-2 во главе с командиром 2-й эскадрильи капитаном Степаном Васильевым атаковал автоколонну противника близ деревни Алешонка к югу от станции Лычково и благополучно привел самолет на аэродром Макарово без каких-либо повреждений. А вот тринадцатый боевой вылет едва не стал для Петра последним.
После того, как в штабе проанализировали результаты утреннего рейда, удар по выявленной цели решили повторить. И в 14:30 капитан Васильев снова повел своих подчиненных на Алешонку. Теперь в группе было четыре самолета, а не пять - четырьмя часами ранее лейтенант Федор Палагин допустил ошибку при посадке и на его Ил-2 подломились стойки шасси. Так что летчики шли на цель двумя парами: ведомым командира летел младший лейтенант Александр Носов, а напарником Петра Марютина являлся младший лейтенант Григорий Фролов.
Летчики уже миновали Лужно и направились вдоль дороги на северо-запад, когда Васильев увидел справа недалеко от берега реки Лужонка несколько немецких грузовых автомобилей, не слишком тщательно замаскированных среди кустарника. "Илы" сделали разворот и начали штурмовку. Каждый выполнил по 19 заходов, и по итогам этого налета командир оценил общий успех в десять уничтоженных грузовиков, что было вполне реалистично. Но едва самолеты завершили последнюю атаку и взяли курс на северо-восток, в небе позади них и выше показались еще две крылатые машины. Это была пара "Мессершмиттов" из 9-го штаффеля эскадры JG 54, перебазировавшегося накануне на аэродром Дно. Ведущим пары являлся командир штаффеля обер-лейтенант Ханс-Эккехард Боб - опытный ас, начавший свой боевой путь во время французской кампании и одержавший к моменту описываемых событий 31 победу. С ним летел обер-фельдфебель Вильгельм Шиллинг, также участвовавший в боях с мая 1940 года, но имевший более скромный счет - 7 побед. Эти авиаторы занимались "свободной охотой" в районе Демянска и получили сигнал с земли как раз вовремя, чтобы успеть перехватить неприятельскую группу.
Ханс-Эккехард Боб
Завидев советские машины, Ханс-Эккехард и Вильгельм ошиблись с их идентификацией и решили, что имеют дело с истребителями МиГ-3, нередко использовавшимися для штурмовок наземных объектов. И поскольку "Илы" уходили не сомкнутым строем, а растянутой цепочкой один за другим, выбрали в качестве цели две замыкающих машины, пилотируемые Марютиным и Фроловым. Никто из четверки штурмовиков не имел ни малейшего представления, как действовать в подобной ситуации - приемам ведения оборонительного боя их не обучали. Поэтому капитан Васильев и младший лейтенант Носов просто увеличили скорость до максимума и оторвались от преследователей, а двое их товарищей оказались вынужденными вступить в дуэли с несоизмеримо более сильными противниками. К чести Петра и Григория, это испытание они выдержали более, чем достойно. Пытаться контратаковать было выше их возможностей, зато оба маневрировали энергично и очень грамотно, всякий раз вовремя замечая, когда атакующий "Мессершмитт" выходил на дистанцию эффективного огня. Конечно, немецкие асы хорошо "прочитывали" действия своих визави, стреляли точно и раз за разом добивались попаданий. Но попадания эти не становились фатальными - к удивлению немцев, краснозвездные машины продолжали держаться в воздухе, хотя чем дальше, тем больше напоминали решето. Когда сражающиеся уже достигли Едрово, Ханс-Эккехард и Вильгельм оставили "Илы" в покое и взяли курс на базу. Возможно, потому, что уже израсходовали большую часть боекомплекта и топлива. По возвращении каждый из них заявил по одной победе, и это полностью соответствовало действительности. Марютин и Фролов смогли долететь до аэродрома Макарово и произвести посадку не выпуская шасси, но после этого их штурмовики годились разве что на запчасти. Каждый получил более сотни попаданий. В наградных документах на представление Петра Марютина к ордену Красного Знамени и к званию Героя Советского Союза было даже указано, что его Ил-2 имел "до 500 пробоин", но к такой цифре следует относиться с осторожностью, иначе получается, что либо Боб, либо Шиллинг стрелял с просто феноменальной меткостью. К тому же в представлении к ордену Красного Знамени говорится, что немецких истребителей было шесть (в более позднем втором документе, как и журнале боевых действий полка, фигурирует верная цифра), а в ходе предшествовавшей бою штурмовки группа Васильева уничтожила семь бронемашин и два танка, что явно не соответствует действительности.
Вильгельм Шиллинг
Несмотря на сильнейший стресс, пережитый в поединке с германским асом, Петр уже на следующий день нашел в себе силы снова отправиться на задание. И на протяжении 31 вылета не встречался с истребителями Люфтваффе. А затем во второй раз сошелся в небе с ничуть не менее грозным противником. Случилось это 2 октября.
Утром того дня Марютин повел звено Ил-2 в район деревни Калиты для нанесения удара по позициям дислоцировавшихся там сил противника. С ним летели младшие лейтенанты Александр Голосов и Владимир Сидоров. Имелось также истребительное прикрытие - начиная с середины сентября командование 57-й смешанной авиадивизии периодически выделяло для штурмовиков группы сопровождения, так что Марютина и его товарищей эскортировали четыре И-16 из 6-го истребительного авиаполка. Оказавшись над назначенным районом, пилоты "Илов" обнаружили несколько групповых целей и атаковали их, израсходовав в общей сложности 24 реактивных снаряда РС-82, 12 бомб ФАБ-50, 6 бомб АО-25, 1000 снарядов калибра 20 мм и 3200 пулеметных патронов. По итогам этой штурмовки в журнале боевых действий полка была сделана запись об уничтожении четырех немецких автомобилей, шестидесяти солдат и двадцати лошадей. Что же касается прикрытия, то И-16 не пошли за своими подопечными, а остались в 9 километрах к северо-востоку в районе деревни Любница и принялись кружить над своей территорией, ожидая, когда штурмовики завершат налет и направятся на базу. Такая нерешительность истребителей привела к серьезным последствиям.
Когда "Илы" сделали последний заход и легли на обратный курс, в небе над Калитами появилось звено "Мессершмиттов" во главе с командиром 6-го штаффеля эскадры JG 54 "Зеленое сердце" обер-лейтенантом Вольфгангом Шпэте. Этот 30-летний саксонец начинал свой фронтовой путь в сентябре 1939 года в амплуа летчика разведывательной авиации, затем переучился на истребителя и в период с 7 апреля по 1 октября 1941 года одержал в воздушных боях 40 побед. Обнаружив звено Марютина, он принял самолеты противника за МиГ-3, оставил одну пару на высоте, чтобы обеспечить себе прикрытие на случай неблагоприятного развития дальнейших событий, а сам в сопровождении ведомого ефрейтора Вальтера Хека устремился в атаку.
В этот момент штурмовики еще не сомкнули строй и летели друг за другом поодиночке. Причем головным оказался Ил-2 младшего лейтенанта Сидорова. При виде противника все три советских летчика попытались набрать максимальную скорость и уйти под защиту эскорта, и это им почти удалось. Однако когда преследуемые и преследователи показались в поле зрения пилотов И-16, те тут же пристроились к "Илу" Сидорова и со всей возможной быстротой пошли вместе с ним на северо-восток, даже не думая вступать в бой с "Мессершмиттами". А Петр Марютин и Александр Голосов оказались предоставленными самим себе.
В качестве первой цели Шпэте выбрал машину Голосова и сбил ее с одного захода. После сокрушительного залпа с близкой дистанции краснозвездная машина задымила и пошла к земле. Александр попытался посадить ее в поле близ деревни Зехово, но потерпел неудачу - при приземлении самолет оказался совершенно разбит. По счастью, пилот отделался несколькими не слишком серьезными ранениями и к концу года вернулся в строй.
Затем настал черед Петра Марютина. На сей раз Вольфганг не стал атаковать сам, предоставив возможность отличиться своему ведомому, имевшему к тому времени на счету всего две победы. И Вальтер оправдал ожидания командира: вскоре из простреленного двигателя Ил-2 потянулся шлейф дыма, а раненому советскому авиатору осталось лишь быстро найти место для вынужденной посадки. Подходящее поле обнаружилось близ деревни Рябиновка в паре километров от того места, где потерпел крушение самолет Голосова. Петр смог приземлить машину, однако на пробеге правая стойка шасси подломилась, штурмовик резко остановился, а пилот ударился лицом о приборную панель, получив травму головы. Из последних сил Марютин выбрался из кабины, отполз в сторону от своего "Ила" и потерял сознание. Немцы внимательно проследили за его злоключениями, а затем ушли с набором высоты в направлении Едрово, где Шпэте менее, чем через 10 минут одержал еще одну победу, сбив ЛаГГ-3 младшего лейтенанта Александра Матюшенко из 272-го истребительного авиаполка.
Вольфганг Шпэте
Петр Марютин довольно долго восстанавливался после ранения и травмы головы, вернувшись в полк лишь в начале 1942 года. Затем он продолжил сражаться, совершив за время войны 126 боевых вылетов. 21 июля 1942 года отважному летчику было присвоено звание Героя Советского Союза. После окончания войны Петр продолжил служить в авиации, окончил Военно-воздушную академию и вышел в отставку летом 1973 года в звании полковника.
Григорий Фролов, участвовавший вместе с Марютиным в воздушном бою 10 сентября 1941 года, тоже выжил и завершил военную службу осенью 1946-го. За свои фронтовые подвиги этот авиатор был награжден орденом Ленина.
Александр Голосов, награжденный в ноябре 1941 года орденом Красного Знамени, погиб спустя три месяца. 28 февраля 1942 года его Ил-2 был сбит германской зенитной артиллерией в ходе налета на аэродром Глебовщина.
Что же касается "экзаменаторов" Петра, то лишь один из них не смог выжить на той войне. 22 мая 1943 года Вальтер Хек потерпел аварию при посадке на аэродром Мга и погиб. К тому времени он служил в звании фельдфебеля и имел на официальном счету 32 сбитых советских самолета.
Кавалер Рыцарского Креста Ханс-Эккехард Боб совершил до момента окончания боевых действий около 700 вылетов и одержал в воздушных сражениях 60 побед. Одной из них стал американский четырехмоторный бомбардировщик B-17 "Летающая крепость", сбитый таранным ударом 17 апреля 1943 года.
Вильгельм Шиллинг, также награжденный Рыцарским Крестом, произвел 528 боевых вылетов на Восточном и Западном фронтах, одержав 50 побед. Еще 13 сделанных им заявок на сбитые самолеты не получили официального подтверждения.
Вольфганг Шпэте прославился не только как выдающийся ас, но и как летчик-испытатель. В 1942-43 годах он был задействован в программе испытаний ракетного истребителя Ме-163 и турбореактивного Ме-262, а в дальнейшем участвовал на самолетах этих типов в воздушных сражениях. Последние пять из своих 99 побед Вольфганг одержал в апреле 1945 года именно в качестве пилота Ме-262.
Советские военные на месте вынужденной посадки самолета Ил-2, пилотом которого был младший лейтенант Петр Марютин из 288-го штурмового авиаполка. Ленинградская область, район Рябиновки, 2 октября 1941 года.