Британские военные на месте вынужденной посадки германского бомбардировщика "Юнкерс" Ju-88A-1 из штабного звена 1-й группы эскадры KG 77. Англия, графство Хартфордшир, район Хертингфордбери, 3 октября 1940 года.
Утром 3 октября 1940 года с аэродрома Лан, что во Франции, стартовал двухмоторный бомбардировщик Ju-88A-1 из штабного звена 1-й группы эскадры KG 77. Пилотом этого самолета являлся 27-летний обер-лейтенант Зигвард Фибиг. В состав экипажа входили также штурман обер-фельдфебель Эрих Гёбель, радист фельдфебель Хайнц Рутхоф и стрелок унтер-офицер Курт Зайфферт. "Юнкерс" шел в рейд на Англию в одиночку и без прикрытия - в тот день погода была скверная, над землей стелилась низкая облачность и шел мелкий дождь. В таких условиях вероятность встречи с британскими истребителями была близка к нулю.
Целью германских авиаторов являлся аэродром Вудли в графстве Беркшир, однако плохая погода не только защищала экипаж от воздушного противника, но и мешала точно сориентироваться. Именно поэтому Эрих и Зигвард не смогли обнаружить объект атаки, отклонились значительно дальше на северо-восток и в итоге бомбардировщик оказался над Хатфилдом, где располагался завод компании "де Хэвилленд". В очередной раз выведя "Юнкерс" под нижнюю кромку облаков, обер-лейтенант Фибиг с удивлением обнаружил внизу большой комплекс производственных сооружений и заводской аэродром. Заложив широкий вираж, пилот оценил всю значимость навигационной ошибки, внезапно обернувшейся удачей, и принял решение атаковать именно эту цель.
Британские зенитчики встретили противника во всеоружии. Они уже получили информацию о том, что поблизости находится немецкий самолет, так что успели изготовится к отражению воздушного нападения. И когда Ju-88 устремился в атаку, нацеливаясь на один из цехов, по нему был открыт ураганный огонь из 40-мм автоматических орудий, зенитных пулеметов и даже винтовок.
Зигвард не промахнулся. Пикировать на цель ему не позволяла малая высота, так что экипаж произвел бомбометание с пологого снижения на максимально возможной скорости. Все четыре 250-кг бомбы упали на бетонное покрытие прилегающего к производственному комплексу летного поля аэродрома, отрикошетили и по настильной траектории пробили стену сборочного цеха, в котором находилось все необходимое для выпуска первого прототипа двухмоторного бомбардировщика "Москито". Взрывами и последовавшим пожаром было уничтожено 80% этих комплектующих, что привело к переносу начала программы испытаний на месяц из-за необходимости создания нового образца. Работавший в то время на заводе Артур Димер вспоминал:
"3 октября 1940 года в сырой дождливый день, кажется, около 11 часов, по системе предупреждения раздался голос, кричавший: "Ради всего святого, в укрытия!" Весь персонал неторопливо проследовал в убежища, а спустя несколько минут раздалось шесть сильных взрывов и стену убежища, в котором находился я, пробил кислородный баллон. К счастью, здесь никто не пострадал. Выйдя из укрытия, я был поражен, увидев, что здания не осталось. Все, что там было - это огромная груда руин и обломков оборудования. Сразу стало понятно, что в соседнее укрытие пришлось прямое попадание, и очевидно, там было много жертв."
Тем временем "Юнкерс" вышел из атаки и начал разворот, а его стрелки открыли огонь из пулеметов по позициям зенитчиков и разбегающимся от горящего здания людям. Именно тогда и последовала серия ответных попаданий: один из зенитных снарядов угодил в стабилизатор самолета, а осколками другого был пробит правый двигатель. Из-под капота вырвалось пламя, поврежденный мотор быстро терял мощность, и Зигвард вынужден был отключить его и зафлюгировать лопасти пропеллера. Никакой речи о возвращении на базу с такими повреждениями уже не шло, так что пилот стал искать подходящее место для вынужденной посадки. Вскоре по курсу показалось достаточно ровное поле, где Фибиг попытался приземлиться на шасси. Но на пробеге левая стойка подломилась, машину развернуло, а пожар перекинулся с поврежденного двигателя на крыльевой топливный бак. По счастью, все четверо авиаторов остались невредимы и успели отбежать от Ju-88 прежде, чем огонь добрался до кабины. Вскоре к месту крушения подоспели британские солдаты и полицейские, которым немцы сдались без сопротивления.
Ущерб, нанесенный этим одиночным рейдом заводу "де Хэвилленд", оказался очень значительным. Сборочный цех был практически полностью разрушен, еще не законченный опытный образец новейшего самолета - уничтожен. Погибло 26 человек как из числа заводского персонала, так и из военных, еще 70 получили ранения. Спустя несколько дней руководство предприятия приняло решение еще больше рассредоточить производство и хранение компонентов для будущих машин во избежание повторения подобных ситуаций. Что же касается Зигварда, Эриха, Хайнца и Курта, то они содержались в лагере для военнопленных в Канаде до момента окончания войны, а затем вернулись на родину. Причем в феврале 1942 года находившийся в плену Фибиг был заочно поощрен командованием и получил звание хауптманна.