Йозеф Гидеон Карлссон в воздушном бою над Рованиеми 10 марта 1940 года

Nov 26, 2024 02:11



Йозеф Гидеон Карлссон

10 марта 1940 года вскоре после полудня с советского аэродрома Кандалакша начали стартовать двухмоторные бомбардировщики ДБ-3 и тяжелые четырехмоторные ТБ-3, входившие в состав авиагруппы комбрига Ивана Спирина. Первым предстояло нанести удар по железнодорожной станции города Кемиярви, целью вторых являлась железнодорожная станция Рованиеми. Для того, чтобы синхронизировать время начала атаки, экипажи куда более скоростных ДБ-3 взлетали после того, как в небо поднялись их товарищи на туполевских воздушных кораблях.
Ближайший к объектам советского налета финский военный аэродром именовался "Оскар" и располагался к востоку от Рованиеми. На нем базировалось звено истребителей-бипланов британского производства "Гладиатор" Mk.II из шведской добровольческой эскадрильи F19. Правда, в тот день на перехват могли подняться только две машины. На третьем самолете, пилотом которого являлся фенрик Йозеф Гидеон Карлссон, накануне выявилась техническая неисправность, поэтому летчик перегнал свой "Гладиатор" для ремонта на аэродром Вейтсилуото, находившийся возле города Кеми.

Финская система воздушного наблюдения и оповещения сработала недостаточно быстро и точно. Предупреждение о приближении вражеских самолетов пришло на "Оскар" в 13:55 - за пять минут до того, как советские бомбы посыпались на Кемиярви. Двенадцать ДБ-3 атаковали город с двух направлений: одна шестерка с севера, и одна - с юга. Огонь зенитных орудий не причинил атакующим ущерба, а пара пилотируемых шведскими добровольцами "Гладиаторов" безнадежно опоздала. Когда истребители появились над Кемиярви, советские бомбардировщики уже ушли на восток. Более того, как раз в это самое время к оставшемуся без воздушного прикрытия Рованиеми подходили шесть ТБ-3. Но когда экипажи четырехмоторных гигантов уже начали становиться на боевой курс, в небе впереди и выше показался одинокий биплан. Это был самолет Йозефа Гидеона Карлссона, возвращавшийся на аэродром "Оскар" после ремонта.

Хотя швед всего лишь перегонял свой "Гладиатор" с одной базы на другую, машина имела полный боекомплект на случай весьма вероятной непредвиденной встречи с воздушным противником. И как только Карлссон получил по радио сообщение о налете советской авиации, то сразу набрал высоту и стал кружить над городом, высматривая неприятеля. Долго ждать не пришлось. 20-летний фенрик уже имел опыт успешного перехвата бомбардировщиков: 20 февраля он в паре со своим товарищем Пером-Йоханом Эриком Салвеном атаковал звено двухмоторных СБ и сумел нанести повреждения одному. Но теперь против него оказалось сразу шесть краснозвездных машин, и таких исполинов Йозеф Гидеон видел впервые. Прекрасно понимая, что между ними и Рованиеми только он один, доброволец развернул истребитель навстречу врагам и устремился в атаку.



Истребитель "Гладиатор" Mk.II из шведской добровольческой эскадрильи F19 на стоянке самолетов. Финляндия, Лапландия, аэродром "Оскар", начало марта 1940 года.

ТБ-3 шли к цели, выстроившись тремя парами. Лидером первой являлся экипаж старшего лейтенанта Василия Парамонова, второй - старшего лейтенанта Николая Гастелло и третьей - старшего лейтенанта Александра Маслова. На первый взгляд, одиночный истребитель, ошибочно опознанный советскими авиаторами как "Бульдог", не представлял большой опасности для шести хорошо вооруженных четырехмоторных бомбардировщиков. Однако неповоротливые ТБ-3 были очень уязвимы для атак с нижней полусферы и имели слишком малую скорость, не позволявшую уйти от противника. Убедившись, что их визави настроен крайне решительно, вся шестерка отказалась от намерения прорваться к Рованиеми, развернулась на обратный курс и стала сбрасывать бомбы, чтобы увеличить скорость.
Тем временем Йозеф Гидеон спикировал, выровнял самолет позади и ниже неприятельского строя, а затем нацелился на один из бомбардировщиков замыкающей пары. Командиром экипажа этой машины был старший лейтенант Сергей Карепов. Советские воздушные стрелки открыли по "Гладиатору" огонь, но стреляли торопливо и неточно. Швед, напротив, бил наверняка, стремясь поразить двигатели ТБ-3 и уходя после каждого захода вниз и в сторону, где риск попасть под пули противника был меньше всего. После третьей атаки все четыре мотора воздушного гиганта уже дымили и быстро теряли мощность. Бомбардировщик вывалился из общего строя, и Сергей Карепов, не имея никаких других вариантов, попытался совершить вынужденную посадку на лед озера Муртоселькя, что в 50 километрах к юго-востоку от Кемиярви.
Попытка оказалась удачной: хотя при приземлении ТБ-3 получил новые повреждения, все восемь человек экипажа остались невредимы. На их беду, к поверженному самолету по льду двинулась группа финских солдат, наблюдавших за финалом боя с земли и теперь намеревавшихся взять советских летчиков в плен. А старший лейтенант Карепов, не желавший сдаваться, принял решение сражаться до конца, хотя ситуация была совершенно безнадежной. В завязавшейся перестрелке один за другим погибли второй пилот лейтенант Николай Воробчиков, а также бортмеханики воентехник 1-го ранга Кирилл Шестихин и воентехник 2-го ранга Махмут Нурмухамедов. После этого Сергей Карепов и штурман старший лейтенант Борис Коган застрелились. Воздушные стрелки старшины Григорий Захаров, Алексей Затонов и Николай Глоба предпочли сложить оружие и сдаться.

Фенрик Карлссон мог по праву гордиться одержанной победой: ему удалось в одиночку сорвать налет противника и сбить один из бомбардировщиков, при этом его собственный самолет практически не пострадал. Единственная угодившая в "Гладиатор" пуля пробила лопасть пропеллера. Йозеф Гидеон вернулся на аэродром Вейтсилуото, где возможности для ремонта были лучше, чем на аэродроме "Оскар", а спустя два дня между СССР и Финляндией был подписан мирный договор. Зимняя война завершилась.
Шведские добровольцы оставались в Финляндии до начала апреля, так что 24 марта Карлссон и четверо его товарищей Оке Неттельбладт-Хольстен, Бьорн Бьюггрен, Мартин Веннестрем и Роланд Мартин смогли приехать на озеро Муртоселькя и сделать на память серию фотографий возле поверженного Йозефом Гидеоном ТБ-3.
Что же касается воздушных стрелков из экипажа Сергея Карепова, то после недолгого пребывания в финском плену все трое вернулись на родину. Вскоре они были арестованы и после суда отправлены в лагеря - теперь уже советские.



Шведские летчики-добровольцы Йозеф Гидеон Карлссон, Оке Неттельбладт-Хольстен, Бьорн Бьюггрен, Мартин Веннестрем и Роланд Мартин из эскадрильи F19 фотографируются, расположившись на руле высоты советского четырехмоторного бомбардировщика ТБ-3, сбитого Карлссоном в воздушном бою 10 марта. Финляндия, Лапландия, озеро Муртоселькя, 24 марта 1940 года.

Зимняя война, Вторая мировая война, авиация

Previous post Next post
Up