Константин Бальмонт - Жёлтый
Спрошу ли ум, в чем жёлтый цвет,
Душа сейчас поёт ответ,
Я вижу круг, сиянье, сферу,
Не золото, не блеск его,
Не эту тяжкую химеру,
Что ныне стала - вещество
Для униженья моего,
О, нет, иное торжество: -
Подсолнечник, цветок из Перу,
Где знали, как лазурь очей
Нежна от солнечных лучей.
В этот раз я хочу поговорить о цвете, как о теме, которая волнует меня и поныне. Когда-то, очень давно, я неплохо рисовал.
Несколько моих школьных работ были отправлены на выставку РОНО (Районный Отдел Народного Образования).
Одна из них попала на городскую выставку, где заняла одно из первых мест. Шум в школе поднялся неимоверный.
Ну как же, в школе разглядели талант! - большой плюс руководству, как и коллективу учителей.
Впрочем, как это повлияло на мою судьбу, я расскажу вам чуть позже.
- По весне, особенно в апреле, у нас цветёт немало дикорастущих желтоцветов. Одни, изначально посажены на зыбучих песках
по обеим сторонам дорог, и в прибрежной средиземноморской зоне, для укрепления почв.
Другие же, взялись невесть откуда. Но и те и другие, иногда хочется назвать златоцветами, особенно в яркий солнечный день.
Что не удивительно, ведь жёлтый - это цвет солнца и золота, цвет тепла и уюта.
Жёлтый цвет на фотографиях, в отличие от красного, несмотря на свою яркость, легко поддаётся обработке в редакторе, оставаясь чистым
и ясным. Красный же, чуть что лезет в пересвет, становясь слишком ярким и перенасыщенным. Конечно же, всё сказанное относится лишь
к цифровой фотографии.
"В классической живописи мало кто из художников использовал этот цвет в чистом виде. Его трудно вписать в пространство,
он выбивается из палитры своей яркостью, светлотой и контрастностью. Сложность жёлтого цвета в том, что при малейшей примеси других оттенков
он радикально меняется." - Источник: сайт
Пермской Художественной Галереи.
О цвете, в качестве предисловия.
Жёлтый - один из основных цветов, наряду с красным и синим, смешивая которые можно получить все остальные цвета и оттенки.
Однако поиск в инете нам даст результат, где основная цветовая палитра состоит из красного, зелёного и синего, так называемого RGB.
Причина этого кроется в существовании двух разных теорий цвета, не входящих в противоречие и хорошо сочетающихся друг с другом.
Чтобы вникнуть в суть этих разночтений, необходимо обратится к истории изучения цвета, хотя бы поверхностно..
Цветоведение это - наука о цвете.
Колористика это - наука о восприятии цвета.
Цвет - одно из свойств материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение..
Цветовой тон - основная характеристика цвета, определяемая длинной волны. (Физически измеряемая величина.)
Цветовой круг - инструмент для подбора цветовых сочетаний.
Видимый спектр - электромагнитное излучение с длинами волн 380-760 нм. (от фиолетового, до красного) включительно.
RGB (red, green, blue) - это адаптивная цветовая модель получения любых оттенков видимого человеческим глазом спектра, позволяющая получить
более 16 миллионов цветов. RGB-палитра используется только на тех устройствах, которые генерируют свет (экраны мониторов, телефонов, планшетов).
Так в первых цветных телевизорах, применялись электронно-лучевые трубки (кинескопы) с тремя электронными пушками, по одной на каждый
основной цвет: красный, зелёный и синий. Первые примеры цветовых пространств RGB появились с принятием стандарта цветного телевидения
NTSC в 1953 году в Северной Америке. То есть, эта цветовая модель появилась сравнительно недавно.
"С позиций физики все предметы сами по себе цвета не имеют. Когда белый свет, под которым мы подразумеваем солнечный свет, освещает
поверхность какого-либо предмета, то последний - в соответствии со своим молекулярным составом, поглощает одни световые волны определённой
длины, или цвета, и отражает другие."
"Тело, которое отражает все лучи белого света и не поглощает ни одного, выглядит белым. Тело, которое поглощает все лучи белого света
и не отражает ни одного, кажется нам черным."
- Выдержки из книги "Искусство цвета" - швейцарского художника, теоретика искусства и педагога,
Иоханнеса Иттена. (1888-1967)
Книга, выпущенная в 1961 г. не теряет своей актуальности и поныне. Одни называют её бестселлером и библией колориста,
другие - настольной книгой художников.
В предисловии к своей книге Иттен пишет:
«Знания, полученные из книг или от своих учителей, - как сказано в Ведах, - сравнимы с путешествием в повозке. ...
В этой книге я хочу попытаться создать подобную «повозку», которая могла бы помочь всем, интересующимся проблемами
художественной колористки.
Изложенная в этой книге система представляет собой эстетическое учение о цвете, возникшее из опыта наблюдений художника-живописца.
Для художника решающим является воздействие цвета, нежели та его данность, которая изучается физиками или химиками.
Действие цвета проходит через глаза. Однако я твёрдо уверен, что самые глубокие и подлинные тайны цветового воздействия
не видны даже глазом и воспринимаются только сердцем. Главное ускользает при абстрактном, отвлечённом формулировании.
Существуют ли в изобразительном искусстве и эстетике общие цветовые правила и законы или же эстетическая оценка цвета определяется
только субъективным мнением? Мои ученики часто задавали мне этот вопрос и мой ответ каждый раз звучал так: «Если вы, не зная законов
владения цветом, способны создавать колористические шедевры, то ваш путь заключается в этом «незнании».
Но если вы в своём «незнании» шедевры создавать неспособны, то вам следует позаботиться о получении соответствующих знаний».
Основательное изучение великих художников, мастерски владевших цветом, привело меня к твёрдому убеждению, что все они были знакомы
с наукой о цвете."
О цветовых кругах..
Цветовой круг Иттена состоит из двенадцати частей: трёх основных цветов, трёх вторичных цветов
и шести третичных цветов (полученные в результате смешивания основного и вторичного цветов).
В своей книге «Искусство цвета» Иттен предлагает использовать этот круг для построения
гармоничных цветовых аккордов, сочетаний цветов, которые лучше всего будут смотреться вместе.
Подобная схема применена впервые. Ранее было описано немало моделей кругов (шаров, колёс).
Самые известные из них, это:
7-цветный, 23-летнего Исаака Ньютона, соответствовал цветам радуги.
"Как Однажды Жан Звонарь Головою Сшиб Фонарь."
Его опыты по разложению белого цвета с помощью трёхгранной призмы, проводимые в 1676,
описаны им в трактате «Оптика».
И цветовой круг, предложенный поэтом Иоганном Вольфгангом фон Гёте.
Переработанный и дополненный он используется и поныне.
Над трактатом "Учение о цвете", опубликованном в 1810 году, Гёте работал около 20 лет,
и оценивал его выше поэтического творчества.
Гёте считал, что между основными чистыми цветами, (красным, жёлтым и синим) находится
неограниченное количество смешанных цветов и оттенков, плавно перетекающих один в другой.
Где-то так, в общих чертах.
Психологи утверждают, что жёлтый цвет - самый счастливый цвет спектра, он внушает оптимизм и радость.
Снимки начала апреля.
Каждую весну я вспоминаю о тех местах и закоулках, где "не ступала нога человека". Так я и вспомнил о территории института растений.
Однако попытка проехать на эту территорию, а по сути, на биополигон где не был года три, не увенчалась успехом.
После последних проливных дождей все грунтовые дороги залило, превратив их местами в топкую грязь.
Пришлось отдыхать у въезде в заказник, возле прекрасных жёлтых ромашек.
Если быть точным, то возле хризантем (Златоцвет увенчанный, Glebionis coronaria) .
Иттен о жёлтом:
"Жёлтый - самый светлый из всех цветов, символизирует разум и познание. Если жёлтый начинает терять свою яркость,
он начинает ассоциироваться с завистью, предательством, двуличием, безумием.
В Китае жёлтый - самый светлый цвет - предназначался для императора, Сына Неба. Никто другой не смел носить жёлтой одежды."
Учение о цвете. Гёте И. В.
Жёлтый
"765. Это цвет, ближайший к свету..
766. В своей высшей чистоте он обладает всегда светлой природой и отличается ясностью, весёлостью, нежной прелестью.
767. В этой степени он приятен в качестве обстановки, будет ли это платье, занавес, обои. Золото в совершенно несмешанном состоянии
даёт нам, особенно когда присоединяется ещё и блеск, новое и высокое понятие об этом цвете; точно так же насыщенный жёлтый цвет,
выступая на блестящем шёлке, например на атласе, производит впечатление роскоши и благородства.
768. Опыт вообще показывает, что жёлтый цвет производит безусловно тёплое впечатление и вызывает благодушное настроение.
Вот почему в живописи он и приурочен к освещённой и действенной стороне.
769. Этот сообщающий теплоту эффект можно живее всего заметить, посмотрев на какую-нибудь местность сквозь жёлтое стекло,
в особенности в серые зимние дни. Радуется глаз, расширяется сердце, светло становится на душе; словно непосредственно повеяло на нас теплотой."
Чуть в стороне от хризантем кустилась горчица белая. Эти цветы часто растут рядом.
Учение о цвете. Гёте И. В.
"759. Цвет вообще вызывает в людях большую радость. Глаз нуждается в нем, как он нуждается в свете. Как оживляет нас,
когда в пасмурный день солнце осветит отдельную часть местности с её красками! "
Наряду с горчицей, местами пустыри захватывает Рапс.
Но в отличие от белой горчицы, хризантемы с рапсом не дружат.
Через пару недель всё подсохло, и с проездом на территорию Института Биологических Пестицидов, проблем не возникло.
Метров через 200.. Наезженная колея так и манила меня, прокатиться вглубь..
Когда-то, здесь было посажено много редких и исчезающих видов растений.
Потому-то ранее мне и нравился здешний ландшафт, ухоженный и совершенно не израильский.
Нынче же, всё указывало на царящее здесь запустение. Разве что, Белая плачущая метла, или Пустынный Ротем, чуть оживляли пейзаж.
Однако и цветы Ротема уж не были столь белым, какими бывают в феврале-марте. Цветение подходило к концу.
По всему было видно, что выращиванием плодовых мух, если не изменяет память, персиковых, никто не занимается.
Впрочем, меня это мало волновало. Плохо было то, что сквозь заросли пройти куда-либо не представлялось возможным.
Кое-где ещё желтели златоцветы, и хоть это радовало глаз.
Конечно же, я не жалел что заехал сюда. Солнце, сочная буйная зелень вокруг, шум ветра и пение птиц, делали это место приятным.
Снимки средины апреля.
Впечатляющее цветение Средиземноморского златоцвета сплошными полями. Вот только, отцветшие цветы коричневеют,
и цвет цветущего жёлтым ковра казался несколько грязноватым.
Учение о цвете. Гёте И. В.
"770. Если в своём чистом и светлом состоянии этот цвет приятен и радует нас и в своей полной силе отличается ясностью и благородством,
то зато он крайне чувствителен и производит весьма неприятное действие, загрязняясь или до известной степени переходя
на отрицательную сторону."
Златоцветы через дорогу напротив.
А чуть выше, на склоне высокого откоса, пышно цвела Акация ивовидная.
Похоже, лишь её кусты и удерживали этот рыхлый песчаный склон. Где возле корней акаций и "кипела" настоящая жизнь.
И даже Алые анемоны (каланийот), редкие в наших краях гости, поселились здесь.
В какой-то момент этот аленький цветочек почти исчез. Его занесли в красную книгу и запретили промышленный сбор.
В 2013 году алый анемон получил статус национального цветка Израиля. Этот удивительный и нежный цветок распускается в конце зимы,
покрывая целыми коврами лесные поляны, рощи, заповедники и даже израильскую пустыню Негев.
Итак, продолжение..
- Все учителя, и даже завуч с директором, трясли мне руку и прочили великое будущее. После вручения грамоты прониклись
и родители. Первым делом, был куплен и тожественно съеден торт, в присутствии всех моих братьев и сестёр.
После чего, моя энергичная мамочка, занялась моим будущим - уже в тот же день, моя грамота красовалась на письменном столе,
вставленная в красивую стеклянную рамочку.
- А на следующий день, с самого утра, она отправилась в Городской Дворец пионеров, где с кем-то поговорив, записала меня
в художественную студию. Конечно, совсем уж меня бесталанного туда бы не приняли, и моя папка с рисунками, что мама взяла с собой,
сыграла свою роль. Однако я был не в курсе. И лишь ближе к вечеру, мама сообщила мне: радость-то какая - тебя приняли в студию!
Однако с художественной студией у меня срослось. Не помог и новый мольберт, в купе с набором красок и беличьих кистей, подаренных вскоре.
Проходив в студию до конца учебного года, я это дело забросил, нисколько не сожалея об этом. Мало того, меня как отрезало.
С тех пор и поныне, я не брал в руки - ни красок, ни кисти, ни карандаша.
Позже, я не раз вспоминал об этом, размышляя - что же тогда произошло?! - То ли учитель был никчёмный, не умеющий увлечь..
То ли я "перегорел" и до меня дошло, что это не моё. Самое интересное в том, что по необъяснимой самому себе причине,
об этом я никогда и никому не рассказывал.
Вскоре мне подарили фотоаппарат, и я забыл об этом - словно этого никогда и не было.
При этом меня продолжало интересовать искусство, во всём своём многообразии. С лёгкостью находил подход к людям творческим,
заводил знакомство с художниками. Мог часам сидеть в их мастерских, вдыхая особый характерный запах, смеси лаков, красок, растворителей..
Иногда за рюмкой чая, а то и так: наблюдая, как ложатся мазки на холст. При этом, стоит отметить: художники - люди не из простых,
и абы кого к себе не подпустят. Мне же были рады, даже когда я заскакивал на минутку, с целью проведать.
- Так что, то увлечение рисованием никак не повлияло на мою судьбу, но определённо - привнесло что новое, позитивное.
Впрочем, как и другие мои увлечения.
Возвращаясь к фотографиям..
- Если сегодня, спустя две-три недели, заглянуть в те же места, что на фотах выше, то их уже не узнать.
Был там, на днях - всё отцвело, исчезли яркие краски, и даже трава поменяла цвет на зеленовато-соломенный.
Хотя, по сути, настоящей жары ещё не было. Увы, краток период нашей весны.
Спасибо, за внимание! И с Днём Победы!
Кстати, кого заинтересовала книга "Искусство цвета" Иоханнеса Иттена, её можно почитать на сайте
colorscheme.ru По-моему, книга будет интересна и неподготовленному читателю. В ней всё разложено по полочкам.
К тому же, она изобилует отсылками к шедеврам мирового искусства, с некоторыми пояснениями к ним.
"Учение о цвете" Гёте И. В. можно бесплатно почитать
здесь