Шаманское состояние сознания. часть 1.

Mar 10, 2014 09:44




Еще одним видом измененного состояния сознания является так называемое «шаманское состояние сознания», подробно описанное в трудах К.Кастанеды, М.Элиаде, К.Медоуза, М.Харнера, , Д.Линн, Ф.Хаксли, О.Хаксли, Б.Маерхофф, Т.Лири, Д.Джоралемона, Д.Шарона, Р.Уолша и пр. Последний называет шаманизм самой древней методологической системой психосоматического выздоровления, которой человечество пользуется более 30 тысяч лет и которой в основном обладают «нецивилизованные», «примитивные» (с точки зрения западной мысли) народы.

Согласен с этим мнением и С.Гроф, который утверждает, что шаманизм является не только самой древней (он известен со времен палеолита), но и самой универсальной религией, поскольку его представителей до сих пор можно обнаружить в Европе, Азии, Африке, Северной и Южной Америке, Австралии, Микронезии и Полинезии. И тот факт, что столь много различных культур на протяжении всей человеческой истории считало шаманские техники полезными и необходимыми, наводит на мысль, что шаманские состояния сознания имеют целый ряд преимуществ перед «нормальным» (согласно западной терминологии) обыденным состоянием сознания, опирающимся на логический интеллект и анализ восприятия пяти обычных (физических) органов чувств.

Как отмечает Р.Уолш, в отличие от обычных людей шаманы обладают определенными парапсихологическими способностями, обусловленные вхождением в определенные измененные состояния сознания. Так, он пишет: «Шаманы способны по собственному желанию входить в измененные состояния сознания. Это умение - одна из определяющих их характеристик. Некоторые измененные состояния сознания могут быть целебными как для психики, так и для психосоматики человека… Состояния транса также могут быть целебными. Шаманы могут входить в транс, легко переходящий в самогипноз. Множество данных подтверждают мысль о том, что самогипноз может быть мощным средством самоизлечения».

Таким образом, полностью подтверждается целительный эффект шаманских практик. Однако целительное воздействие на больного достигается не посредством самогипноза, а в результате особых шаманских «путешествий» в другие реальности.
О том, что шаманские путешествия, оказываются возможными именно в измененном состоянии сознания, пишет и Э.Крапп. Так, он отмечает: «Шаман должен уметь совершать духовные путешествия» в те места, где пребывает сила. Обычно это достигается с помощью транса. Шаман входит в измененное состояние сознания и взаимодействует с духами часто с помощью духовных помощников, сверхъестественных союзников, поддерживающих его усилия».

И хотя это состояние измененного сознания вызывают целую волну скептицизма, но обусловлено это лишь неспособностью или даже страхом многих людей выйти за рамки обыденной («ординарной») реальности. М.Харнер дает этому факту вполне логичное объяснение: «Для того чтобы понять ту глубокую эмоциональную враждебность, с которой в некоторых кругах были встречены работы Кастанеды, надо иметь ввиду, что предубежденность такого свойства часто играет существенную роль. Она сродни этноцентризму, характерному для взаимоотношений между различными культурами. Но в нашем случае в основе этой предубежденности лежит не узость культурного опыта, а узость сознательного опыта. Самыми предубежденными против понятия неординарной реальности оказываются те люди, которые ни разу не испытали ее».

Немаловажным является и свидетельство бывшей жены К.Кастанеды - Маргарет Раньян Кастанеда, у которой нет оснований говорить неправду: «Факт остается фактом - все, описанное в книгах Карлоса, является чистой правдой.
Карлос Кастанеда действительно встретил старого индейца летом 1960-го года. Точнее сказать, он брал интервью у нескольких индейцев, некоторые из которых учили его употреблению наркотиков и шаманизму».

Именно в «шаманском состоянии сознания» совершают свои удивительные путешествия в другие миры шаманы. М.Харнер, изучающий подобные практике среди шаманов Австралии и Америки, подобно К.Кастанеде, открыл для себя опыт таких путешествий. Как и любое измененное состояние сознания, «шаманское» сильно отличается от того, что мы чувствуем, ощущаем и воспринимаем в обычном своем состоянии. Но вопрос о том, какое же состояние сознания является настоящим и реальным, выглядит достаточно нелепым, учитывая многомерность структуры мироздания и узость человеческого восприятия в состоянии обыденной реальности.

Чтобы более четко уяснить себе это обратимся снова к М.Харнеру: «Когда человек шаманит, он перемещается между двумя состояниями, которые я называю «ординарным состоянием сознания» (ОСС) и «шаманским состоянием сознания» (ШСС). Эти два понятия являются ключевыми - например, для осмысления того, что Карлос Кастанеда называет «ординарной реальностью» и «неординарной реальностью». Отличие между ними лучше всего, пожалуй, показать на примере животных. Так, драконы, грифоны и прочие животные, которых мы в ОСС считаем «мифическими», оказываются «настоящими» в ШСС. Мысль о том, что существуют «мифические» животные, полезна и справедлива в жизни, основанной на ОСС, но она совершенно не нужна и не уместна, когда речь идет о ШСС. «Фантазия» - так можно обозначить то, что происходит в ШСС с точки зрения человека, находящегося в ОСС. И наоборот, находясь в ШСС, человек может воспринимать явления, характерные для ОСС, как иллюзию. При этом каждый наблюдатель будет по-своему прав, ибо его впечатления основаны на состоянии его сознания».

Однако, согласно, Харнеру и Кастанеде, шаман имеет определенное преимущество, как перед обычным человеком, так и перед наркоманом, получающим свои «видения» действительности в результате принятия галлюциногенных веществ. Он может по собственному желанию перемещать свою «точку» восприятия в состояния и «ординарной», и неординарной реальности, и, таким образом, не зависит ни от общепринятых догм, ни от психотропных веществ. В каждом случае при смещении «точки сборки восприятия» человек оказывается в определенном состоянии сознания, которое позволяет ему воспринимать один из аспектов многомерной реальности Вселенной, который не менее реален, чем наш мир «ординарной реальности».

Получается, что существование любого мира представляет собой всего лишь выражение конкретной конфигурации и трансформации энергетических полей Вселенной. Настраивая наше восприятие на определенную конфигурацию этих полей, мы начинаем воспринимать одну из параллельных реальностей.

Подобный вывод делает еще один исследователь шаманизма - К.Медоуз: «Шаманское путешествие - это метод восприятия иных измерений реальности, лежащих за пределами досягаемости физических чувств. Поэтому правильнее было бы рассматривать его как переход на иной спектр энергетических частот, а не как перемещение в пространстве...

При шаманском путешествии физическое тело отдыхает (так же, как во время сна), а дух человека «странствует» по иным измерениям бытия...

Эти путешествия происходят в измененном состоянии осознания. То, что обычно нельзя увидеть и услышать из-за ограниченности физических чувств, можно воспринять с помощью других чувств, разбуженных в энергетическом теле...

Предпринимая шаманское путешествие, мы «переключаем» контуры нашего мозга на другую частоту, отличающуюся от повседневной. Изменение восприятия в состоянии шаманского осознания не похоже на гипнотический транс, так как «путешественник» сохраняет полный контроль над своей волей и поступками, не подчиняясь внешнему воздействию. Некоторые описывают состояние шаманского осознания, как обычный транс, но в моем понимании это не так, поскольку в трансе человек испытывает сильную заторможенность ощущений и восприятия в целом. На самом деле чувства шамана обостряются, а осознание существенно расширяется. Это можно назвать трансцендентальным состоянием пробуждения во сне, с сохранением контроля над своими действиями». («Шаманский опыт»).

Подобный вывод делает и М.Харнер: «У западных людей «транс» часто ассоциируется с медиумической деятельностью, сопровождаемой амнезией. Медиум, вещающий во время транса, потом обычно не помнит, о чем он говорил...  В ШСС, как говорилось выше, человек сохраняет контроль и помнит все, происходящее с ним. Шаманская работа отличается от так называемой одержимости, встречающейся в Западной Африке, Бразилии и Карибах, при которой духи овладевают танцором. Он чувствует их силу, но потом ничего не помнит. В некоторых частях света шаманизм тесно переплетается с такими культами одержимости, например, в Гималаях. Но в классическом шаманизме такого нет».

michael101063 ©

Медоуз, Крапп, шаманизм, Уолш, Гроф, Кастанеда, многомерная Вселенная, измененные состояния сознания, Харнер

Previous post Next post
Up