В комментариях к предыдущему посту про "Таврии" вспомнили про другие "бюджетные" автомобили, выпускавшиеся на Украине - маленькие внедорожники Луцкого автозавода. Эти машины достойны отдельной заметки. До середины 1960-х Луцкий механический завод (ЛуМЗ) автомобилей не производил, его продукцией были различные кузова и прицепы: рефрижераторы,
автолавки и пр. Но в 1965 году было принято решение организовать на ЛуМЗе производство семейства лёгких внедорожников, разработанных совместно НАМИ и ЗАЗом: армейского транспортёра переднего края ЗАЗ-967 и его гражданского варианта ЗАЗ-969. Хотя ТПК и начал разрабатываться раньше, но по ряду причин его серийное производство откладывалось, и первым, в 1966 году, в серию пошла гражданская машина, причём первоначально в неполноприводном варианте, под индексом ЗАЗ-969В ("В" означало "временный", это была вынужденная мера из-за задержки освоения заводом-смежником выпуска редукторов задних мостов ЗАЗ-969). В 1967 году Луцкий завод был переименован из механического в автомобильный, но автомобили пока что по-прежнему выпускал под маркой ЗАЗ. ЗАЗ-969В выпускался небольшими сериями до 1971 года, после чего завод перешёл на выпуск полноценного внедорожника ЗАЗ-969. Кстати, эта модель имела и имя собственное - "Волынь". В 1975 году была проведена первая модернизация выпускаемого автомобиля, обновлённый вариант получил новый двигатель МеМЗ-969А мощностью 40 л.с. и индекс ЛуАЗ-969А, эта модификация производилась до 1979 года. Неизбалованными потребителями того времени автомобиль был принят на ура, особенно на селе. Хоть он и был некомфортным, шумным и неторопливым, зато отличался завидной проходимостью и был практичным и недорогим - дороже "Запорожца", но дешевле "Москвича". И в наше время всё ещё можно встретить ЗАЗ-969А, до сих пор служащие своим хозяевам рабочими лошадками, как эта машина из Омской области с самодельным металлическим верхом.
Но вернёмся к армейской версии луцкого внедорожника. Его серийное производство, под маркой ЛуАЗ-967М, было, наконец, налажено только в 1975 году, когда гражданская модель уже прошла первую модернизацию. Как и его мирный собрат, ЛуАЗ-967М обладал отличной проходимостью, а помимо того, был ещё и плавающим, правда, отдельный движитель для передвижения по воде предусмотрен не был и плыл ТПК за счёт вращения колёс. Малогабаритный и проходимый транспортёр мог применяться для самых разных задач, возникающих на переднем крае военных действий: эвакуация раненых, подвоз боеприпасов, разведка и прочее. Для преодоления трудных участков и облегчения выхода с воды на берег ЛуАЗ-967М комплектовался металличкскими трапами, которые в транспортном положении крепились на бортах машины, на фото это хорошо видно.
Одна из изюминок ЛуАЗ-967М, сразу бросающихся в глаза - это компоновка, Водитель сидит по центру машины, за ним находятся ещё два сиденья для пассажиров, они могут складываться, образуя ровное место для размещения носилок с ранеными или грузов. Водительское сиденье тоже может складываться, а рулевая колонка - наклоняться так, что водитель может управлять машиной лёжа, нажимая на педали руками. Очень неудобно, зато, по задумке конструкторов, гораздо меньше риск поймать пулю. Для подтягивания к машине раненых или грузов служит лебёдка, размещённая в передней части автомобиля. Попадаются ЛуАЗ-967 и на гражданке, купленные на распродажах списанного армейского имущества, особенно интересна эта амфибия охотникам и рыбакам. В Омске была пара таких машин, но я давно уже их не видел, зато несколько лет назад встретил неплохо выглядящий ЛуАЗ-967М на Алтае.
Производство ТПК ЛуАЗ-967М было завершено в 1989 году, а вот гражданские "луазики" выпускались гораздо дольше. В 1979 году, после очередной модернизации, появилась модификация ЛуАЗ-969М, её сразу можно отличить от предыдущей версии по более эстетичному и менее квадратичному кузову. Кроме этого, стал более комфортабельным салон и была усовершенствована тормозная система. ЛуАЗ-969М в оригинальном состоянии в наших краях сейчас уже достаточно большая редкость. Вот этот замечательный экземпляр с родным тентом до сих пор катается по Омску.
А этот экземпляр с самодельным верхом уже порядочно устал, но всё ещё служит верой и правдой своему хозяину, живущему в одном из сёл Тюменской области.
Можно порой натолкнуться и на не совсем стандартные варианты ЛуАЗ-969М. Металлический кузов этой машины, прописанной в Омской области, не творчество хозяина, а заводское изделие. Когда-то этот "луазик" был мастерской службы быта РТАМ-969, такие машины выпускались на рязанском заводе «Рязточприбор» и предназначались для выездного ремонта бытовой техники (в основном, телевизоров) в сельской местности.
К сожалению, как и другие автомобили советского времени, ЛуАЗы стремительно вымирают и исчезают с улиц городов и сёл. Этот автомобиль, встреченный в Тюмени, ещё комплектен, но уже превращается в призрак...
В 1990 году ЛуАЗ-969М сменила модель ЛуАЗ-1302, она получила новый, более мощный и менее шумный двигатель с водяным охлаждением МеМЗ-245-20. ЛуАЗ-1302 выпускался ещё 8 лет, а его грузовой вариант, ЛуАЗ-13021 - аж до 2001 года. В 2000-х на ЛуАЗе собирались запустить в производство модель нового поколения - ЛуАЗ-1301, которая начала разрабатываться ещё в конце 1980-х и была по ряду узлов унифицирована с "Таврией", но сделать это у завода не получилось. В 2006 году завод был приобретён корпорацией "Богдан" и все работы над внедорожниками были прекращены. Сейчас на ЛуАЗе выпускают автобусы и троллейбусы под маркой "Богдан".