Сегодня опять хочется вернуться к теме техники на марках и героем выпуска на сей раз станет трамвай. Этот вид транспорта, в отличие от метро, не был избалован вниманием почтового ведомства, первая марка СССР, посвящённая трамваю, вышла только в 1949 году, в выпуске "Транспортное машиностроение". На ней изображён вагон МТВ-82, который с 1947 года начал выпускаться на Тушинском заводе №82. Кстати говоря, в этой же серии в компанию к трамваю попали более серьёзные рельсовые машины: паровоз серии Л и тепловоз ТЭ-2.
Впрочем, трамваи на марках можно было найти и до 1949 года, например, в серии 1947 года "800 лет Москвы" на марке с изображением Крымского моста засветился трамвайный "поезд" в составе моторного вагона серии БФ или КМ и двух прицепных вагонов серии С.
А вот КТМ-1 и КТП-1 на марке 1950 года из серии "25 лет Узбекской ССР". Теперь основу трамвайного парка Ташкента составляют вагоны УКВЗ 71-619КТ, Tatra T6B5 и Vario LF.S.
И ещё такая же сцепка на марке 1960 года из серии "Столицы союзных республик". Вагоны прорисованы не совсем точно, но узнать можно. Кстати, во Владикавказе (бывшем Орджоникидзе) по улице Чкалова трамваи ходят и сейчас.
В 1981 году в серии "История городского транспорта Москвы" опять выходит марка с трамваем. Это двухосный вагон фирмы MAN или его аналог производства Балтийского завода.
А в 1996 наконец-то выходит целая серия, посвящённая трамваю, благо есть солидный повод - 100 лет трамвайному движению в России! На первой марке - один из первых вагонов, производства Путиловского завода, в нём ещё много от предшественника - вагона конки.
Вагон производства акционерного общества "Сормово" уже выглядит солиднее, имеет закрытые площадки.
Вагоны серии Х, выпускавшиеся на Мытищенском и Усть-Катавском вагоностроительных заводах, работали во многих городах СССР, в том числе и в Омске. Кое-где они проработали до начала 1970-х.
Так же долго пробыли в эксплуатации и вагоны КМ, производившиеся на Коломенском машиностроительном и Сормовском вагоноремонтном заводах.
ЛМ-57 производства Ленинградского вагоноремонтного завода - один из самых красивых вагонов эпохи 1960-х - 1970-х.
Помещения на блок был удостоен усть-катавский вагон 71-608К. Эти трамваи, выпускавшиеся с 1989 по 1994 год, до сих пор перевозят пассажиров во многих городах бывшего СССР, в том числе и в Омске.
Можно встретить трамваи и на марках, выпущенных бывшими республиками СССР. Вот, например, марка из стандартного выпуска Украины 1990-х, на ней изображён очень интересный вагон - ЛТ-10. Такие трамваи в количестве 16 штук были выпущены на Луганском тепловозном заводе в 1990-х. Что интересно, в конструкции ходовой части вагона использовались некоторые детали ходовой части тепловоза 2ТЭ116.
Завершает подборку отличный азербайджанский выпуск, посвящённый городскому транспорту Баку, на него попали сразу два рельсовых транспортных средства: вагон конки и трамвай МБ (он же Brush). Трамвай в Баку появился в 1924 году, заменив конку, и просуществовал 80 лет. Увы, в 2004 году в Баку была закрыта последняя трамвайная линия...
Трамваи можно найти и на марках других стран, выпускались целые серии в Австрии, Германии, Болгарии и много где ещё, так что коллекционерам, собирающим марки по тематике городского транспорта, есть где разгуляться.