Омский споттинг. Часть третья, пожарная.

Jun 09, 2013 16:54

В третьей части рассказа про споттинг в аэропорту Омска (предыдущие части - вот тут и тут) хочу отдельно рассказать про технику одной из самых интересных служб аэропорта - службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП). На вооружении СПАСОП стоят специальные аэродромные пожарные автомобили, требования к которым значительно отличаются от требований к обычным городским "пожаркам". Самые необходимые для аэродромного пожарного автомобиля качества - это полноприводность, большой объём цистерны, хорошие динамические характеристики автомобиля и способность подавать воду или пену прямо с ходу. Такие требования обусловлены тем, что самолёт может совершить аварийную посадку прямо в поле рядом с аэродромом, а горит авиатехника очень быстро, и время, в течение которого можно спасти пассажиров, измеряется буквально минутами. К сожалению, скоростные характеристики современных российских пожарных автомобилей значительно уступают характеристикам иностранных аналогов, но всё равно это шаг вперёд по сравнению с той техникой, что много лет стояла на вооружении советских и российских аэропортов - вместительных, но неповоротливых и тихоходных пожарных автомобилей АА-60 и АА-70 на шасси МАЗ-7310. Сегодня в "Омск-Центральном" используются пожарные автомобили на шасси КамАЗ.




Основная часть техники сосредоточена в центральном пожарном депо, которое расположено возле восточного торца основной ВПП. На здании депо имеется специальная башенка для визуального наблюдения обстановки на ВПП. Рядом с депо стоит тот самый Ту-104Б, про который я писал в первой части отчёта, он используется для тренировок сотрудников СПАСОП.




Самый возрастной автомобиль в депо - 1991 года выпуска, это АА-40(43105)-189 производства прилукского завода "Пожмашина" (ныне завод "Пожспецмаш"). На бампере машины стоит штатная установка пенного тушения УТПС-3.




Я уже как-то упоминал, как расшифровываются стандартные индексы пожарных машин: сначала идёт тип, потом основная характеристика (или несколько характеристик), потом, в скобочках, шасси, а в конце - заводской индекс модели. В данном случае это: автомобиль аэродромный, с насосом производительности 40 л/с, на шасси КамАЗ-43105, заводской индекс модели - 189. В индексе осталась неотражённой ёмкости цистерны, а она у этого автомобиля небольшая для аэродромника - 4000 л. воды и 250 л. пенообразователя.




Ёмкость цистерны следующей машины, АА-8,0/60-50(43118)ПМ-549 уже в два раза больше - 8000 литров, как и видно из индекса. Из них 7500 приходятся на воду, а 500 - на пенообразователь.




Машина была выпущена в 2003 году на торжокском заводе "Пожтехника". Производительность его насоса - 60 л/с, а лафетного ствола - 50 л/с, отсюда два числа в индексе.




Самый новый автомобиль в депо - это внушительный АА-12/60(63501) произведённый в 2010 году на миасском заводе "Уралпожтехника". Он вывозит целый 11300 литров воды и 700 литров пенообразователя. 360-сильный двигатель разгоняет машину до 95 км/ч, а участок в 2 км она проходит с места за 2 минуты.




На машине установлен современный дистанционно управляемый немецкий насос, производительностью 60 л/с. В задней части машины может монтироваться установка для покрытия взлётной полосы пеной.




Гостеприимные пожарные даже открыли отсеки машины, чтобы показать, какое ПТВ (пожарно-техническое вооружение) имеется на борту машины. Обратите внимание - в левом отсеке слева закреплена дисковая пила для вскрытия фюзеляжа самолёта.




Кроме автомобилей, у пожарных имеются и некоторые дополнительные приспособления. Вот, например, старая прицепная установка покрытия полосы пеной, её изготовили самостоятельно. Пеной полоса покрывается, если на неё собирается совершить аварийную посадку самолёт, это позволяет уменьшить риск возгорания. Сейчас эта установка уже не используется, так как у АА-12/60(63501) в штатном комплекте уже имеется аналогичное приспособление.




Ещё у депо стоял некий прицеп-фургончик, с надписью НПСГ, что расшифровывается как "наземная поисково-спасательная группа", но что за оборудование у него внутри, я спросить забыл. Скорее всего, там может быть генератор для снабжения электроэнергией систем освещения и специнструментов.




Чтобы повысить скорость прибытия пожарно-спасательного расчёта на место вероятной аварии, в аэропортах обычно делают несколько пожарных постов, и омский аэропорт - не исключение. Дополнительный пост СПАСОП находится примерно возле середины основной ВПП.




На этом посту стоит ещё один большой аэродромный автомобиль, я не успел посмотреть его табличку, но похоже, что это такой же АА-12/60(63501) от "Уралпожтехники", только с другой кабиной боевого расчёта и другими дверцами отсеков.




Судя по серии госномера, поступил в аэропорт он немногим ранее, чем его собрат. После прихода этих двух новых машин были списаны старые АА-70(7310), к сожалению, их мне застать не удалось.




На этом пожарная часть обзора завершена, хочу от всей души поблагодарить сотрудников СПАСОП аэропорта "Омск-центральный", которые охотно показали свою технику и рассказали про неё некоторые подробности.

мероприятия, Омск, пожарное, КамАЗ, аэропорт, спецтехника

Previous post Next post
Up