В советское время одним из основных производителей фронтальных колёсных погрузчиков был минский завод "Ударник". Первым погрузчиком такого типа, выпущенным на "Ударнике", стал ТО-18, первый опытный образец новой машины был изготовлен в 1970 году, а спустя два года началось её серийное производство. Машина получилась удачной, ей был присвоен Государственный Знак качества, а в 1975 году минский погрузчик получил на ВДНХ Золотую медаль и Диплом I степени.
фото с
официального сайта ООО "Амкодор-Спамаш"В 1984 году в производство пошла новая модификация машины - ТО-18А, получившая, помимо прочего, новую кабину - одноместную взамен двухместной, но более комфортную и лучше защищённую. Но машины ранних выпусков ещё долго работали по всей стране, живые погрузчики ТО-18 с большой кабиной можно было встретить в работе ещё лет десять назад. Вот, например, эта машина работала на уборке снега в городе Называевске Омской области. Грузоподъёмность ТО-18 составляла 3 тонны, вместимость ковша - 1,5 м³, а максимальная высота его подъёма - 2,75 м.
Специальное шасси погрузчика имело в своей основе шарнирно-сочленённую раму, как у тракторов К-700 и Т-150К, под капотом машины располагался дизельный двигатель А-01МД мощностью 135 л.с. Трансмиссия у Т-18 была гидромеханическая, максимальная скорость передвижения погрузчика вперёд - 44 км/ч, а назад - 25 км/ч.
Ещё один сохранившийся до нашего времени ТО-18 был замечен на строительстве АЗС в Омске в 2011 году, в компании с бульдозером на базе трактора Т-170. У этого экземпляра была интересная кабина - с двойным передним стеклом, скорее всего, местная переделка. На ковше были наварены крюки, позволявшие использовать погрузчик в качестве импровизированного крана. Как и машина из Называевска, этот ТО-18 выглядел вполне бодрым, возможно, он работает и до сих пор.
Минский завод "Ударник" сейчас входит в группу компаний "Амкодор", он продолжает работать и выпускать погрузчики, в том числе и потомков ТО-18 - модели "АМКОДОР-332" и "АМКОДОР-333".