Итак, вот и дошли руки до обещанного технопамятника, который я отснял в Питере на прошедших выходных. Называется он "Памятник блокадному трамваю", находится на проспекте Стачек, рядом с выездом из трамвайного парка № 8, и представляет из себя настоящий вагон типа МС, установленный на невысоком постаменте, имитирующем брусчатую мостовую. Такие трамваи выпускались в 1930-х ленинградским заводом "Красный Путиловец", индекс "МС" изначает "моторный стальной", выпускался также прицепной вариант этого вагона, под индексом, соответственно, "ПС". Некоторые экземпляры вагонов МС работали на маршрутах в Ленинграде до конца 1960-х, а в качестве служебных - ещё дольше, благодаря чему до наших дней сохранилось некоторое количество этих машин, в том числе и этот вагон, ставший памятником.
Вагон МС не зря назван "блокадным": в тяжёлые для города дни трамвай стал основным городским транспортом, перевозившим не только жителей, но и солдат, и раненых, а по трамвайным путям на грузовых платформах транспортировали вооружение и боеприпасы. В декабре 1941 года трамвайное движение было прекращено из-за нехватки электроэнергии, но в марте 1942-го трамваи пошли вновь. Сначала организовали работу грузовых вагонов, а затем и пассажирских.
На всех окнах трамвая-памятника - и на боковых, и на передних, размещены фото улиц Ленинграда тех далёких военных лет. На большинстве фотографий можно увидеть трамваи и троллейбусы того времени, в том числе и такие же вагоны МС, как и наш памятник.
По углам пьедестала расположены две небольших стелы с памятными надписями. Одна из них сообщает дату установки памятника - 2007 год.
А из текста на второй становится известно ещё об одном военном применении трамваев - в качестве заграждений на въезде в город. Эффективность такого препятствия против танков представляется весьма сомнительной, но тогда в ход шло всё, что могло хоть как-то помешать наступлению противника.
Основные технические характеристики трамвайного вагона МС-2:
Количество осей - 2
Количество дверей - 4 (по две с каждой стороны)
Длина - 9,6 м
Ширина - 2,4 м
Высота (без пантографа) - 3,3 м
Число мест для сидения - 24
Общее число место (номинальная вместимость) - 85
Общее число место (максимальная вместимость) - 101
Вес в снаряжённом состоянии без пассажиров - 12 т
Двигатель - 2 х ПТ-35
Максимальная мощность - 2 х 40 кВт
Максимальная скорость - 40 км/ч