Когда-то во многих городах СССР неотъемлемой частью пейзажа были грузовые мотороллеры. Эти маленькие тарахтящие "грузовички" развозили продукты (я
выкладывал как-то фото такого мотороллера из службы доставки продуктов), почту, возили ремонтные бригады и озеленителей. Продуктовые и почтовые мотофургончики давно исчезли с наших улиц, но есть область, где эти машинки прослужили дольше всего и кое-где (например, в родном Омске) используются по сей день. Это сфера жилищно-коммунального обслуживания - грузовые мотороллеры оказались очень практичным транспортным средством для сварочных бригад.
И действительно, мотороллеры "Муравей" достаточно малы, чтобы подъехать куда угодно в городской застройке, но при этом спокойно могут вместить в свой кузовок сварочное оборудование, включая громоздкие баллоны, а также прочий инструмент и материалы. Мотороллер не требует большого гаража, потребляет немного горючего и неприхотлив в обслуживании. Правда, зимой ездить на нём, мягко говоря, некомфортно, но зимой работы проводятся реже, а ездить обычно приходится недалеко.
С 1983 года мотороллеры "Муравей" получили заводской индекс ТМЗ-5.403, до этого они назывались ТГА-200. Выпускались одноместные и двухместные модели, у последней кузов был меньше. Для сварщиков часто покупались двухместные версии, а чтобы в кузов нормально вмещались баллоны, его кустарным способом удлиняли спереди, по бокам от сиденья. Эту переделку хорошо видно на самом первом фото. В задней части кузова обычно крепились кронштейны для баллонов. Во второй половине 1980-х мотороллеры ТМЗ-5.403 прошли небольшой рестайлинг и получили новый двигатель, новой модели был присвоен индекс ТМЗ-5.403-01. На первых двух фото - ранние "Муравьи", на последних двух - поздние, их легко отличить по облицовке кузова.
Тульский завод выпускал и мотороллеры с закрытыми кабинами, но их доля в общем выпуске была небольшой. Поэтому на местах нередко изготавливали кабины самостоятельно. Один такой "Муравей" с самодельной кабиной, оснащённой, между прочим, стеклоочистителем, до сих пор колесит по Нефтяникам.
Производство мотороллеров на Тульском заводе продолжалось до 1995 года, после чего было полностью прекращено, как бы из-за малого спроса, при этом сейчас на рынке присутствуют аналоги "Муравья" китайского производства, с самыми разными кузовами - свято место пусто не бывает.