Главный омский паровоз-памятник

Nov 17, 2013 00:35

И снова в "Техноисториях" рассказ про технопамятник, на сей раз очередь дошла до одного из самых известных омских памятников, его могут видеть не только жители и гости нашего города, но и те, кто просто проезжает через Омск транзитом. Речь, конечно же, идёт о паровозе Эр-798-19, установленном на перроне железнодорожного вокзала.




Паровоз-памятник был установлен 6 лет назад - в ноябре 2007 года. До этого он около полувека отработал в омском депо, сначала на поездной работе, потом на маневровой, а в последние годы служил парогенератором. Вот фото этого паровоза в 2005 году, до установки его в качестве памятника.



фото: А. Лысенко

Серия Эр была разработана ещё до войны в 1933 году, как модернизация более ранней серии Эм с целью повышения мощности и экономичности локомотива. С 1934 по 1944 год тремя советскими паровозостроительными заводами было выпущено 327 таких машин. После войны производство паровозов Эр было налажено в странах социалистического блока: в Румынии, на заводах Решица и Малакс; в Польше, на заводе Цегельского; в Чехословакии, на знаменитых заводах ЧКД и Шкода; и в Венгрии, на заводе Маваг.



Наш паровоз, под заводским номером 7011, был выпущен в 1953 году.



Масса снаряжённого паровоза составляла 85 тонн, а конструкционная скорость была установлена в 65 км/ч. В тендере размещалось 27,2 кубов воды и 18 тонн угля, а на его заднем борту устанавливался прожектор для обеспечения движения паровоза задом наперёд.



Тендер был выпущен тем же заводом в том же году, что интересно, серийный номер тендера существенно отличается от серийного номера паровоза, скорее всего серийные номера выпускаемого заводом подвижного состава как-то делились по диапазонам.



Паровоз стоит не один - к нему прицеплен пассажирский вагон довоенной постройки. Первоначально планировалось организовать в этом вагоне дейсствующую музейную экспозицию, но всё, как обычно, упёрлось в детали и нежелательные лишние расходы...



Вагон был изготовлен на ленинградском вагоностроительном заводе им. Егорова в 1938 году. Скорее всего, он использовался где-то в виде бытовки или служебного вагона рабочего поезда, поэтому и сохранился.



Что интересно, в 2010 году, при праздновании 65-летия победы в ВОВ, паровоз-памятник сошёл со своего места (для чего был проложен временный подъездной путь), и сыграл роль "поезда "Победы", в комплекте с прицепленными к нему вагонами с солдатами и артиллерией. Правда, растапливать сам паровоз не стали и "поезд Победы" толкал маневровый тепловоз.

Омск, технопамятники, паровоз, ЖД

Previous post Next post
Up