очень интересная статья получилась у подруги-художницы про детское рисование. в моём детстве говорили "главное, чтобы было похоже". меня учили рисовать по схемам, а когда я поняла, что со схемами не справляюсь, я вообще бросила это дело. теперь у меня растёт доча, живой творческий огонёк, и я считаю, что главное - дать ему разгореться, не притушить, не завалить своими "надо так" и "это у тебя неправильно". рисование - процесс познания мира и себя, живая летопись собственных открытий. способ общения со своим собственным "я" - символический, образный, более образный и более древний, чем письмо. и это очень важно почувствовать. рисовать ради "готового продукта" - гиблое дело. рисовать ради самого процесса, переводя на бумагу чувства, знания об окружающем мире - это значит, постоянно и неотвратимо совершенствоваться в этом.
Оригинал взят у
durida в
О "научить ребенка рисовать"Как научить ребенка рисовать? Частый вопрос. Лично я - без понятия. Но несомненное родительское благо - в глазах ребенка увидеть отклик и искренне его поддержать. Живым участием и неравнодушием, и позже, если интерес ребенка не угасает, а кроме отклика дать нечего, найти учителя. Не просто учителя для галочки, а чтобы душа на него отозвалась, когда сидите в засаде на первых занятиях в образе пытливого наблюдателя.
Дальше я пытаюсь рассуждать о научении/ненаучении рисованию с мелкого возраста без психологического жаргона. Поэтому не настаиваю на прочтении моих дилетантских наблюдений и выводов, прячу под кат. В продолжение к ранешному небольшому вступлению
на тему детского творчества.
Путаница в понятиях
Действительно, как? Сам вопрос задается не верно. Что значит - как научить? Поддержать интерес можно, а научить.. Научить можно играть на скрипке, музыку писать - уже сложнее. Но мы все же подразумеваем под рисованием больше, нежели ремесло. Или нет? Мне лично кажется, что сами родители немного путают. Они действительно искренне хотят, чтобы ребенок развивался в рисовании и был творческим, но путают подход. Считая, что уметь рисовать - это уметь рисовать конкретные вещи. Петуха, человека, натюрморт, портрет.
Даже великие художники не всегда считали, что они умеют рисовать, а мы хотим именно научить. Чтобы умел рисовать - законченно действие, остановка в движении, тупик. Чувствуете?
Череда открытий
От трех и дальше, хотя про 3-4 года рассуждаю уверенно, раз уж наблюдаю за своим ребенком, без книжных заключений. У любого взросления есть корни, откуда. И в рисовании. Если ребенок проявляет к этому интерес, значит уже закладывает основы своего творческого восприятия деланием его видимым через краски, пластилин и другие вещи. Ребенок играющий, ребенок познающий. Строит свое восприятие по кирпичику. Сегодня он заметил и осознал, что у дома есть крыша, завтра удивленно замечает, что крыша какая-то неровная, а еще цветом не понятным. А еще на крыше любят сидеть вороны. Из трубы иногда идет дым, от крыши тянутся провода. А если помечтать и самому посидеть на ней хотя бы на картинке? Раз за разом картинка усложняется.
Пони, мой пони
Арине случайно достался белый конь-качалка с седлом и стременами. Конь что надо, прижился на лужайке. Приручает. И вот она начинает с ним играть. В эту игру она включает все, что успела узнать о пони (пони, видимо, ближе, чем конь). Взяла на кухне все полотенца и понесла его укрывать. Накинула одно:
- Бабушка, смотри какой красивый
Еще больше укрыла:
- Смотрите, ему так не холодно
- Пойду его покормлю
Сварила кашу из травы, принесла пони на тарелочке, он все съел. Посмотрела позади:
- Ой, пони покакал, пойду все уберу
Нашла проволоку и стала пытаться сделать обод над его головой. Колокольчик привязала на шею, точнее, бубенчик..
Ручейки мировосприятия
В рисовании так же, ребенок начинает с какого-то возраста наблюдать и переносить это на бумагу. Эволюция рисованного человека, надеюсь, многим знакома, когда ребенок со временем пририсовывает ему все новые и новые детали, точнее совмещает знакомые, постепенно пририсовывает среду, а потом и целые рисованные истории. При этом ребенок рисует те образы, которые его в данный момент взволновали, оставили отпечаток в восприятии, с этим восприятием ему еще как-то надо разобраться. Нарисовать, нарисовать еще раз, слепить. Переосмыслить, уложить в голове.
А мы тут как тут, со своими куцыми схемами
И вот, вместо этой естественной самобытной эволюции ребенку предлагаются уже конкретные рецепты и образы примитивной взрослой мысли. Чувствуете разницу? Это взрослство предлагает ему научиться рисовать. Вырывая рисование из целостной картины восприятия, переосмысления, игры на бумаге, оно предлагает научиться катать шары, потом группу шаров. Оно предлагает нарисовать зайца, состоящего из большого овала, круга поменьше, и скольких-то шаров на месте лап, ушей и хвоста. Я не знаю, что потом с этим зайцем делать, ведь схема требует какого-то продолжения. А какое продолжение у зайца из овалов, вырванное из контекста игры, живого восприятия и последующего реагирования через карандаши? ))) остается только схематичить. Схема елки, пенька, гриба, и тд. Вроде как картинка закончена и радует своей адекватностью заботливых родителей. Только где здесь самобытность и открытия ребенка? Дети играют и творят на грани своих возможностей. Так они растут..
Учим на наглядных примерах, теряется связь с абстрактным (нарисуй яблоко, посчитай яблоки). Перерисовать картинку не просто, требуется усердие, только теперь все внимание сфокусировано на том, чтобы нарисовать не свое, не свой мир выразить, а сделать похоже. И появляется странный критерий - нарисовать правильно для условно кого-то, все дальше игнорируя свое как хочется, чувствуется, видится, мыслится, придумывается.
Но у взрослых крыша едет на правильности и похожести, вот они и плодят на ксероксе обучалки по рисованию. Нарисуй так, пририсуй это. Родители ведутся, они боятся неправильности и непохожести.
Сравните для интереса рисунки, которые дети приносят из садика, у кого посещают, и те, что рисуют они дома. Правда, если родители озабочены правильностью и похожестью, то есть научительством, этой разницы видно не будет.
Не важно, видите ли вы своего ребенка художником или нет, важно то, как вы относитесь к его самовыражению, как поддерживаете.
Мой ребенок рисует, когда хочет. Не хочет - не переживаю. Хочет - радуюсь ее открытиям. Иногда могу подсказать какие-то идеи или что-то вместе поделать. И все, больше ничего. Но так, как она рисует, мне нравится, это гораздо интереснее моих детсадовских работ. Если ребенок кроме садика не рисует, то примитивные схемы скорее всего закостенеют, и он так же будет рисовать вне сада, плодя похожие домики, цветочки, деревца, сердечки, машинки. А родители разводят руками: "Вы знаете, он у нас такой фантазер, все время рисует, не нужны ему ваши фантазийные задания, научите рисовать".
Если ребенок не хочет рисовать
И ладно. Было бы из-за чего переживать. Но в ваших силах хотя бы попробовать ему подыграть:
- все принадлежности держать в открытом месте под рукой ребенка, чтобы он мог в любую минуту взять и порисовать. Особенно в этом сильны дети постарше, которые в гости приходят. Они могут завести, дать толчок..
- самим предложить что-то вместе порисовать, поклеить, без настаивания, ловя его отклик, ориентируясь на его интересы и актуальности..
- самим что-то иногда творить, но если родитель от этого далек, не напрягаться..
- если видите, что ребенок собрался рисовать, вдохновение нахлынуло, не трогайте его своим извечным иди поешь вначале, или ну-ка иди за свой стол, на полу не рисуем, или еще кубики не прибрал, уже рисовать сел, иди вначале убери, или почему ты с угла начал рисовать, или опять черным?!. Вот правда, вам надо вы и уберите, вдохновение беречь надо, потом уберет. Потом поест. Да и место ребячье не надо делать за одним столиком для приручения к порядку, пусть хоть где рисует, в рамках разумного, конечно, а то белый плед на кровати в родительской спальне тоже дорог ))
- обязательно наблюдать, если наблюдается, на прогулках особенно, вне дома..
- если вам и ребенку (но это уже позже, от шести, наверное) хочется научиться рисовать петуха, то лучшей натуры, нежели природа, не сыскать. Садитесь и рисуйте в деревне. Или фотографируйте в разных ракурсах и рисуйте, срисовывая со своих фото. Или, если не откуда брать - с картин художников, как минимум, а не с тех пособий, что плодятся в интернете и на книжных полках..
- да в конце концов, сами пойдите на творческие курсы, если вы новичок, и упражнения делайте дома с ребенком..
- и самое такое.. спорное, что ли, цепляние к методикам. Оно вам нужно, в них есть ценность? вальфдорские, еще какие-то.. мне они не понятны, но это мое мнение ))
Несомненно, возраст возрасту рознь, я про начало. На самоучители рисования для мелких сердце не лежит. Для чего ребенку эти примитивы? Это мы уже с вами примитивны, раз думаем, что в них есть какая-то ценность. Пусть учится не пустым схемам, а выражению себя, позже учеба начнется, а самое главное с детства усвоено не было.
Немного наглядности для сравнения
Конь схематишный, особенно мне нравится описание что за чем рисовать. Мой мамский моск осилил лишь абзац. А там много текста. Это почти как в черчении или в начертательной геометрии.. если точка освещения находится слева сверху объекта, проводим луч из этой точки к этой и тд. Но рисование - не черчение, не законченная схема. А сколько у коней ракурсов бывает?! Все их по овалам учиться рисовать?
Ну и для сравнения, конь ребенкин. И две черепахи, ползущие среди колючек. Разница ощутима. Если ваш ребенок творчески, от себя, подходит к рисованию, вы понимаете, о чем я )))
Если у вас есть, что добавить/возразить, рада буду услышать.