(no subject)

Apr 16, 2023 13:16

Увлекся Бергманом еще сильнее. Дочитал одну его книжку и тут же принялся за вторую - «Латерна Магика». Пишет он не хуже, чем снимает.
И пересматриваю, пересматриваю…

Во-первых - «Как в зеркале», запутанное библейскими играми с названием (англоязычное Through a Glass Darkly и вторящее ему «официальное» русское «Сквозь тусклое стекло» ссылаются на послание Коринфянам, о чём шведский исходник скромно умалчивает). Картина когда-то всухую уничтожила меня кульминационным откровением о боге-пауке, обитающем за границей миров - узором на обоях. Он нисходит к тебе, поселяется внутри тебя, овладевает тобой, вершит свои дела твоими руками, а потом бросает тебя опустошенным.
Пытаюсь вспомнить, обходился ли автор с другими своими персонажами также последовательно жестоко как с героинями Харриет Андерссон: здесь у неё «всего лишь» расстройство разума, а в «Шепотах и крике» будет ещё хуже - долгая, кошмарная смерть.
Камерически герметичная пьеса на четверых с бытием и исходом. «Что проявляется уже в первых кадрах: из моря выходят четыре человека, возникают из ниоткуда». Но под стать и финал: реплика мальчика «папа говорил со мной» с затемнением и издевательским отсутствием закрывающих титров - нет даже спасительного «конец». Это ли не отражение земной тяжбы всех безысходно смертных.

Во-вторых - «Лицо», с восприятием которого, если честно, у меня и с первого раза возникали определенные трудности. Вернее - с определением его абсолютной шедевровой стоимости. Родилось после пересмотра лишь пошловатое наблюдение о возможном тематическом родстве с одним из фильмов Марка Захарова (заезжий оккультист-мошенник со свитой строит мистические глазки приходскому свету). Фильм, безусловно, прекрасен, но выделять его из ряда прочих работ мастера я бы не отважился. Есть другие, куда более подходящие кандидатуры.

Пересмотр, 50-е, Любимое, Шведы

Previous post Next post
Up