Пара моментов после пересмотра.
Фильм, который видит подвыпивший И-Ти по телевизору - это «Тихий человек». Та сцена, где Джон Уэйн хватает за руку Морин О’Хару:
Походя отметим, как обрезан кадр на американском ТВ.
Тоже самое делает Эллиот (Генри Томас) с девочкой, обозначенной в титрах как Pretty Girl.
(кстати, резать лягушек на уроках в начальной школе - это, по-моему, перебор)
А что за девочка?
Это Эрика Элениак.
Все помнят про Дрю Бэрримор в фильме, а про будущую Мисс Июль-89 почему-то ни слова.
Второй момент: божечки, как здесь прекрасна Ди Уоллес.
Вспоминаю, как еще до самого первого просмотра читал беллетристику по фильму (был в 90-х такой жанр - экранизация наоборот), в ней Ип, адаптированный аналог E.T., называл маму Эллиота «ивовым созданием», любуясь её фигуркой, отмечая, впрочем, что она далека от принятого на его планете грушевидного идеала.
Развитые икры - моя слабость:
Даже захотелось теперь пересмотреть с ней первый «Вой» (ну, или тогда уже «Зубастиков», где у неё, по сути, та же роль, что в «Инопланетянине»). Хотя там уже вряд ли можно надеяться на схожие эстетические удовлетворения: снималась девушка всё чаще в каком-то непотребстве.
Спилберг, конечно - мозг. Такую силу развить на баснословном сюжете. При всей надуманности (как эти неповоротливые штуши-кутуши, летающие сквозь галактику на светящемся пылесосе, сели рядом с городом, выкапывали ночью свои ёлочки втайне от властей, потом дали деру при первой же облаве, бросили своего, а он, питаясь M&M’s с рук местного мальчика, чуть не умер, но смог дозвониться домой при помощи зонтика и диска от циркулярной пилы) фильм, умудряется не выглядеть балаганом благодаря захлебывающейся искренности увлеченного рассказчика-аттракциониста, верящего в свои истории всей крышей. К тому же, по-хозяйски, ультимативно, доминантно владеющего ремеслом.
Как связно, безнаигрышно у него выглядят семейные сцены, даже какие-то элементарные застольные диалоги, будто кадры домашнего видео, когда оператор скрыт, и все ведут себя с максимальной долей естественности без оглядки на камеру. И эта естественность вкручивается практически бесшовно в нагроможденную историю с пришельцем, не разрываясь даже когда вокруг бушует совершенный постановочный гротеск - будь то комедийные слэпстик-номера, или протяжный ночной саспенс, или убийственный облавный пафос (люди в скафандрах ломятся в дом - отличный образ катарсиса в жизни замученной разведенки с тремя детьми).
Режиссер не первый раз вербовал повседневность к себе в помощники для раскрутки истории о Соприкосновении - подобное было и в «Челюстях», и в «Близких контактах». Параллельно приучал аудиторию к усовершенствованным видам развлечений и греб лопатой (кто-то скажет - закапывал ею новоголливудские останки). С третьего раза, как известно, лопата под тяжестью денег чуть не сломалась.
Плохо это или хорошо - вопрос спорный. Лично я всегда был поклонником его таланта, начинал с него, образовывался на нем. Такое проще заходит в юности, главное потом не застопориться на пройденном. Но и не оглядываться снисходительно. Кино шире всего Голливуда, или всего Бергмана с Эйзенштейном, или Пикачу с Сейлор-муном. То есть тупо шире любых наших представлений о нём. Любишь растить свой частный огородик - люби. Только не мни его единственно возможным. А то прилетит вот такой, в пылесосе (или голубом вертолете) - расширит тебе горизонты, и увянешь вместе с ним, как тот горшочек с геранью.