Одуванчик / Tampopo (1985), реж. Дзюдзо Итами

Jul 03, 2021 11:01



Хотя переводить и необязательно, это у героини имя такое - Тампопо ("в японском не бывает двух согласных подряд", говорили они).

Гастрономическая комедия, в кадре много едят и готовят - хорошо нагоняет аппетит. Из аналогов тут же вспоминается "Есть пить мужчина женщина", хоть он и о другом совсем, и получше в целом.

Японские восьмидесятые - терра инкогнита, если не считать анимацию, конечно. Я, как не специалист, из каких-то знаковых с ходу вспомнил только "Ран" уже тогда редкого Куросавы. Плюс "Легенду о Нарайяме" (но видел только старую версию). Понятно, что Ямада Неутомимый продолжал снимать по три фильма в год, но это не считается. А что ещё? Даже если судить по этому списочку, бурные киновремена в Японии закончились ещё раньше, в семидесятых. И все их экранные достижения стали плавно перетекать из живой картинки в рисованную - с тоторо, евой и пикачу.

"Тампопо", помимо того, что это в целом приятная житейская история, пусть и приукрашенная, интересна необычным способом сюжетного построения: к основной линии привиты ветвления, которые никуда не ведут и в финале никак не складываются. И речь вовсе не о каких-то мимолетно выхваченных кадрах с реалиями жизни, а о целых обособленных сценах, начало которых аккуратно подвязано к магистральному действию, а конец повисает где-то в сторонке. То есть, это и не схема эстафеты, как, например, в "Призраке свободы", когда побочный персонаж текущей новеллы, становится главным в следующей, и не олтменовская мозаика, где разрозненные сюжеты более-менее равноценны в сумме. Некая "ёлка" со стволом в середине и развесистыми лапами.

Сам ствол, кстати, едва ли не наименее интересен: два случайных дальнобойщика помогают вдове из придорожной забегаловки открыть именную лапшичную - типичная success story, когда для достижения цели подключается ещё ватага разрозненных персонажей, и всё у них в итоге получается, лапшичка объедение, от посетителей отбою нет. Единственный подрывной элемент в канве - финал, когда главный дальнобойщик, по-ковбойски широкополый, у которого с вдовой всю дорогу явно наклевывалось, садится к себе в фуру и растворяется в закате без лишних слов. По-моему, отличный удар по системе ценностей свадебных эпилогов.

Весь смак в допах. Не буду их описывать, скажу только, что в одном из них есть эротическая сцена с едой (гангстер с любовницей в номере отеля), к тому же, поделенная на две части, с перерывом, в последней из которых показано недокументированное использование яичного желтка. И всё это в восемьдесят пятом, за год до Эдриана Лайна. В общем, вопрос, видел ли он это. Проникся ли. Использовал ли потом что-то у себя в фильме, доведя бедную Бэсингер до тошноты на съемках.

Японцы, 80-е

Previous post Next post
Up