Марокканские заморочки - 1. Круче верблюдов - только слоны! .

Feb 19, 2015 01:57

Первое впечатление от Марокко родилось в воздухе над страной.
Под крылом Алиталии явилась взору идеально ухоженная земля. Каждый клочочек этого геометрического пёстрого ковра аккуратный, сочно-зелёный. Только явно неудобные для земледелия горы выглядели привычно дико.



Ажурный аэропорт Марракеша небольшой, никаких тебе рукавов и даже автобусов. Шли пешком от самолета. Воздух свежий, теплый, пышная растительность торчит из-за служебных помещений, на горизонте горы Атласские, со снежными вершинами. Киргизия, точь-в-точь! Только в Киргизии не цветут розы на улице в январе и живая изгородь из кактусов отсутствует.



Пограничник, который меня впускал, пожилой смуглый бербер с узловатыми грубыми руками, больше похож на крестьянина. Неторопливый. А куда ему спешить?
Белорусский паспорт Даши долго изучали, носили куда-то, показывали коллегам.
Вероятно, это первый случай посещения Марокко белорусом в их смену. Вот и ознакомили всех.
В целях, так сказать, повышения образованности.

У туалета мадам-стафф  в платке, вежливо здоровалась и звенела мелочью в ладони. Мол, мы бесплатные, но у вас же есть совесть.
У меня с совестью состоялся небольшой диалог. Давать целый евро не хотелось (это ж два кило мандаринов здесь!), дирхамов еще не было, да и если честно, на чаевые не тянул сервис.
Компромисс нашла - дала десять рублей. Мадам подвисла и долго изучала монету.
Мы с совестью довольные пошли менять деньги.

Сразу про обмен.
Изначально в процессе организации поездки марокканская сторона советовала менять деньги в аэропорту.
Типа, курс нормальный, всё надежно, а в выходные есть шанс не поменять денег в банке.
Так вот, это требуется, если вы едете куда-то далеко или прибыли вечером. В светлое время суток (в любой день недели) в туристических местах всегда можно поменять деньги.
Хотя, оговорюсь. Была только в мединах Эс-Суэйры и Марракеша. Курсы выгоднее, чем в аэропорту.

Веселый марокканец с минимальным английским погрузил нас в мини-вэн и взял курс на Эс-Суэйру.
Если честно, дорогу запомнила плохо. Римская ночь ревниво дала о себе знать.
Помню сквозь дрёму бедноватые постройки терракотового цвета, множество народу на осликах, придорожные лавки, огромное скопление старых мерседесов, синее-синее небо.
Ехать два часа с хвостиком.
На подъезде к Эс-Суэйре остановка на популярной, видимо, панорамной точке, где открывается вид на далекий белый город у океана. Много народу, стойкий характерный запах от бетонных дорожных ограждений, пустые банки-бутылки. Классика жанра, немножко смазывающая впечатление от пейзажа.



Сам город проехали краем, сразу пробравшись к медине.
Буквально два слова о том, что это такое. «Старый Город», есть в любом крупном марокканском поселении с историей.

Скопище древних домов с разноуровневыми крышами, кривыми узкими и грязными улочками, сотнями торговых лавок и оголтелыми велосипедистами, мотоциклистами и подростками на скутерах.
Всё это плотно упаковано в толстую высокую городскую-крепостную стену с несколькими воротами. У ворот дежурят дядечки с тачками, потому как никакой автомобиль проехать в медину не может.
Сгрузились на тачку и вперёд, сквозь пахучий лабиринт в забронированный рияд. Так называется восточный гостевой дом особого вида. Наш рияд «Сиди Магдул», он есть на Trip Advisor. Несколько этажей, глухие стены, окна всех номеров выходят строго только в патио, выложенное черно-белой плиткой.
Вежливый позитивный портье, приветственный мятный чай, крутейшие винтовые лестницы, сыроватые прохладные аскетичные номера и бурлящее ощущение начала приключений.



Перед походом в рекомендованный ресторанчик “Les trois portes” гуляем по медине и выбираемся к набережной.
Удивило, что очень много местных жителей приходят на берег просто так, посмотреть на закат. Нет, конечно, были сборщики моллюсков, которые шарахались по скользким ужасно пахучим камням. Но в целом народ праздношатающийся.

Потрясающая грязь, которая никому из местных не мешает восхищаться солнцем, утопающем в океане.
Дети бегают, тётушки в платках кучкуются и сплетничают, подростки строят глазки противоположному полу, лотошники носят всякие мелкие сладости, туристы фотографируют силуэт порта и друг друга на фоне силуэта порта, кошки шныряют, чайки противно и нагло квакают, полная луна красиво висит над вечерней мединой  - все при деле.











Очень долго искали ресторанчик, хотя нам дважды объясняли, как туда добраться. Доброхот из внимательных торговцев, заметив, что мы потерялись, предложил помощь. Отвёл. Дали мелочи, причем не жалко было - мы реально искали ресторан на другом краю медины! А провожатый  еще и с хозяина ресторанчика стряс бакшиш. Словом, все расстались, довольные друг другом.



Про марокканскую кухню буду писать отдельно, с богатыми иллюстрациями.
А тут просто скажу, что выползли мы из «Трёх дверей» как питоны. И с собой прихватили недоеденное.
Хозяин немного удивился просьбе, но трогательно собрал все в стеклянную посуду, попросив вернуть ее назавтра. Поверил, стало быть, нашим открытым бесхитростным европейским лицам.

Толчея, сквозь которую на приличной скорости катаются мопеды и велосипеды, дым от жаровен, запахи специй, благовоний и всяческих изделий из верблюжьей кожи,  огромные тазы с оливками, горы мандаринов и апельсинов, рубленные кирпичики миллионов разновидностей козинаков и прочих восточных сладостей, неидентифицируемые звуки странных музыкальных инструментов, берберы в характерных одеяниях, похожие на хоббитов, бесконечные дети, кошки, собаки, чайки… всё это колоритно, но утомительно.
Мы вырвались за стену медины и спокойно обошли этот хаос. Прогулялись по зеркальному пляжу, половили ночное дыхание океана, восстановили обомлевшее от ресторана пищеварение.
Ох, сколько раз оно еще будет обомлевать! Но сохраню интригу для рассказа о марокканской кухне.







В рияде вышли было на крышу, отметить первую ночевку в Марокко, но быстро разошлись по номерам.
Спали бы, как убитые, если б не местная фауна в лице чаек.
Мне почему-то казалось раньше, что приличные птицы ночью спят. Кроме сов и соловьёв. Двойка вам, Мария Владимировна, по практической орнитологии!
Чайки не спят никогда! Вернее, все сразу никогда не спят.
У них непременно есть ночной дозор, который считает своим долгом мерзко кричать во тьме, имитируя вопли котов, крик женщины и плач ребёнка одновременно.
Толстые стены рияда способны выдержать осаду, таран и самум. Но против крика чаек они бессильны. Это было выяснено эмпирическим путём.

И всё же, ожидание приключений - это страшная сила. Она способна самого принципиального невротика примирить с любыми неудобствами, если впереди ОНО!

По программе перед походом у нас день верблюдно-квадроцикловой активности. Со стартом в Диабате, маленьком селеньице, десять минут на машине от ворот медины.

Сначала техника. Первый опыт борьбы с невозможностью одновременно ехать на квадроцикле и фотографировать на телефон привёл к мысли, что пора обзавестись камерой GoPro. А первый опыт управления не машиной, не лошадью, не велосипедом и не лыжами показал, что мне это очень нравится! Вспомнила Юлю Алисейко, которая пересела с коня на мотоцикл и находится в перманентном восторге. На мотик пересесть я, пожалуй, не готова… но ощущения забавные, пыталась постоянно искать ножное управление.



Маршрут пролегает по берегу и по дюнам. Шлемы, смешные чепчики под них, инструктаж и англоговорящий сопровождающий, всё как положено. Наша кавалькада выглядит очень смешно. Этакие яйцеголовые четырехколесные жужжащие кентавры-маломерки.  Хихикала я минут десять, пока не выбрались сквозь заросли эвкалипта к океану. Ооооооо….
Не хочется банальных восхищений небом, волнами, песком… поэтому просто «О…….»



Покрутили восьмёрок на пляже и с разрешения инструктора дунули изо всех сил вперед, по кромке, не заезжая в воду.
А потом вверх-вниз по дюнам, и снова пляжи, и снова восхитительные золотистые дюны.
Кое-кто вязнет в песке, выкапываем, жужжим дальше.
Инструктор иногда невзначай рисуется, выбрасывая бешенные песчаные фонтаны из-под своего квада. Весело, динамично, шумно.





Немного неуютно чувствовать себя причастными к загрязнению воздуха, от квадов приличное количество выхлопных газов. Уговариваем себя, что коптим совсем чуть-чуть, и вообще тут ветер океанский и зеленые насаждения…

Точкой поворота служит красивейшее место - скалистый залив, где тусят серферы.
Доктор физики и доктор философии совершили омовение в могучем океане, пока дамы любовались волнами и спортивными людьми на досках.





Путь обратно лежит через фантастическую обширную мусорку.
Прямо на линии пляжа, на фоне бескрайнего синего океана. И вообще часто попадаются очень загрязненные участки. Досадно. Жаль океан - эту всемирную свалку, которая изо всех сил борется за свою чистоту.

Довольно далеко от воды на боку лежит приличных размеров катер.
С виду даже целый. Но сильно не новый.
Инструктор пожимает плечами и не знает, что ответить на наш вопрос. Так полагаю, ему просто НЕ ИНТЕРЕСНО, что этот металлолом здесь делает.
Мы потом еще несколько раз сталкивались с ситуацией, когда марокканцам не хочется знать ничего, кроме непосредственно касающейся их окружающей действительности.



Во время последнего броска по пляжу вдруг переворачивается Дашин квад, налетел на камень.
Ссадина на щеке, ушибленная коленка, всеобщее сочувствие - вот и первое приключение. Хорошо, что кругом песок и скорость любительская.

Нас привозят на городской пляж к месту парковки арендованных квадроциклов, там же рядом паркинг верблюдов и лошадей. А еще бесконечная череда ресторанчиков с потрясающими видами на океан. Сдаем транспортные средства, радостно переключаемся на верблюдов, но не тут-то было. Не наши верблюды. И вообще обед по расписанию.

Во время обеда клиенто-ориентированные марокканцы классически вытягивают из нас незапланированную доплату - то акробаты выступают колоритно, то убогий дядечка принес на продажу красивые браслетики (по секрету всему свету - я от них теряю волю), то на чай оставляем больше, чем надо, потому что очень вкусно.

Верблюды ждут на ранчо «Зуина Шеваль» в Диабате, именно оттуда нам завтра стартовать в неизвестность уже на конях. Очень ухоженные животные, не чета виденным ранее пляжным. Смешные седла, надменные верблюжьи взгляды. Еще одно новое ощущение в копилку - вставание верблюда с колен, когда ты на нем уже примостился. Круче, наверное, только на слоне.



И тут же разочарование некоторое. Мы не будем сами управлять верблюдами!
Нас связали паровозиком и размеренным шагом повели на тот же пляж. Нет, я согласна, что не умею справляться с незнакомым животным такой высоты и силы, но три часа гулять гуськом шагом - слишком уж медитативно.
Хотя, может в этом есть сермяжность какая-то бедуинская.
Не знаю, надо еще раз прочувствовать.





С нами едет Софи - хозяйка лошадей, верблюдов, собачек и вообще всего ранчо. Это как-то скрашивает прогулку, потому что Софи рассказывает много интересного.
Например, мы узнали, что маячивший недалеко в океане остров Могадор был раньше идеальной тюрьмой для марокканцев. Выгодно султану - ее не надо было особенно охранять. Потому что марокканцы, знатные всадники и земледельцы, не умели плавать. Вообще.
Полагаю, вероятность когда-то попасть в тюрьму и суметь сбежать вплавь не рассматривалась ими как достойная причина научиться плавать.



Из плюсов неторопливого верблюдинга  - с высоты дромадерского седла очень далеко видно и можно делать прекрасные пейзажные фотографии даже с помощью сложного большого фотоаппарата.
Закаты на пляже удивительные.



На прощание Софи подробно объясняет, где в Эс-Суэйре можно купить вино, которое посоветовали нам друзья.

Высаживаемся около сверкающего сетевого Garfour’а и попадаем в то, от чего бежим обычно в походы - сборище шопоголиков, орущая музыка, толпы, бесконечные яркие витрины с классическим для супермаркетов всего мира набором, пузатые охранники и пляшущие на входе ростовые куклы. Минни Маус, кстати, присутствовала.
И ни малейшего признака спиртного.
Вышли в ночь разочарованные.
Почти час шли вдоль океана до медины сквозь толпы гуляющих марокканцев с редкими вкраплениями туристов. Любовались отражениями фонарей в зеркале отлива.
Красиво очень, разочарование от похода в магазин улетучивается.
Ветер теплый, попутный для тех, кто его любит.

Уже завтра утром ладные арабские лошадки унесут нас прочь от суеты, чрезмерной пестроты и шума людского.
Мы готовы к приключениям, и даже мерзкие крики дежурных чаек воспринимаем, как часть подготовительного ритуала.
Рияд спит. Только светятся в ночи экраны мобильников - это мы быстренько шлём отчёты на родину: «Всё в порядке, нам ужасно нравится, выходим на маршрут!»

Еще больше фотографий на нашем сайте: http://tienshanclub.ru/marocco-foto/





медина, верблюдинг, Марокко, рождественское путешествие, путешествие, Эс-Суэйра

Previous post Next post
Up