Лаки в лицах. Часть вторая.

Aug 04, 2017 11:40




начало - здесь

Когда «тормоз» - не обзывательство, а комплимент.
Увлекательно дело - проявление фотопленок и домашняя печать фотоснимков. Почти волшебство.

Сколько сил было потрачено советскими школьниками на поиски идеального проявителя, дающего мелкое зерно, но сочные оттенки. Что интересно, ни один из проявителей - ни самый хороший, ни самый простой - не обходился без странного ингредиента загадочного назначения - гидрохинона. Фотолюбители могли точно сказать, что метол и фенидон - проявляют, сульфит натрия - повышает водородный индекс, бромистый калий - замедляет переход серебра в неактивную форму там, где не действовал свет, а значит - предотвращает появление вуали, а вот что такое гидрохинон - было малопонятно.

Вроде бы он проявляет. Но не существовало проявителя, где гидрохинон выступал самостоятельно - без метола или фенидона. Вроде бы он активирует процессы, но зачем в таком случае нужен сульфит натрия? Вопросов было много, советские учебники ответа на них не давали, потому гидрохинон добавляли, оставляя вопросы при себе.

А, меж тем, это очень важный химикат. Однажды (да-да, читатель - снова это слово) немецкие химики забыли добавить гидрохинон в емкости с акриловой и метакриловой кислотами. Когда химикаты прибыли в пункт назначения, выяснилось, что ни акриловой, ни метакриловой кислот больше нет, а есть совершенно новый стеклоподобный продукт. Так было изобретено оргстекло, о котором мы и поговорим.

История ингибиторов - стара, как стары сами химические вещества. Для того, чтобы иметь время для работы с неустойчивыми реактивами, к ним добавляли нечто, приостанавливающее химические процессы. Другими словами - замедлители и блокаторы реакции. Или, как сказали бы ученые-химики - ингибиторы. Один из самых распространенных ингибиторов - гидрохинон. Если не добавлять его к проявителю - химические вещества в его составе начнут реагировать друг с другом и, в конце концов, образуют новые элементы, совсем не пригодные к тому, для чего их смешивали.

А если не добавить гидрохинон к акриловой (метакриловой) кислоте, она начнет реакцию с атмосферным кислородом, запустится процесс полимеризации - и в итоге получится твердая масса с очень полезными свойствами. Полиметилметакрилат - это полимер, прозрачный пластик. Нам он более знаком под другими именами - оргстекло и плексиглас. Для краткости иногда сокращают - полиакрилат. Домашние аквариумы, кабины самолетов, небьющиеся витрины, линзы простеньких очков - все это плексиглас.

Если взять порошок любого полиакрилата и добавить воды - получится водная дисперсия, способная после высыхания образовывать прочную пленку. При добавлении пигментов - из этой дисперсии получают акриловые краски, а при добавлении пластификаторов и других присадок - акриловые лаки. Они отлично блестят, хорошо защищают поверхность, а в связи с тем, что в них нет растворителя (в дисперсных системах вещества вообще не входят в реакцию друг с другом) - они почти не дают усадки.

«Почти» - не равно «совсем». Небольшая усадка у акриловых лаков, все же, есть, но она не так чудовищна, как усадка нитры.
У акриловых лаков есть один, но не единственный недостаток - страшная дороговизна. Но именно он покуда - решающий.

Немного терминов
Так. На некоторое время остановимся и перестанем двигаться по истории, перестанем просто перечислять лаки.
Поговорим вот о чем.
Мы узнали, что такое основа, что такое сиккатив, что такое ингибитор, узнали о растворителях. А какие еще добавки (или напротив - основы) бывают в лаках?
Как «Отче наш», как дважды два - мы помним основы.

Основа политуры - копаловые смолы. Основа масляных лаков - масла и смолы. Основа нитролака - производные целлюлозы. Основа  алкидного лака - глифталевая смола. Основа акрилового лака - полиметилметакрилат.

У ученых - свой язык. Они придумали его специально, чтобы непосвященные не могли понять, о чем они говорят на своих мрачных сходках. Копаловые смолы, тринитроцеллюлозу, олифу и прочее, что мы перечисляли, они называют «плёнкообразующими веществами». Это нужно запомнить, чтобы в будущем - не путаться. Плёнкообразующее вещество и основа - это синонимы.
Без пленкообразующих веществ - никакого лака создать нельзя.

Растворители - второй по важности компонент лаков. Они нужны для перевода пленкообразующего вещества из неудобной формы - в удобную. Вряд ли кто-то смог бы лакировать гитару чистым шеллаком. Шеллак тверд и просто непригоден в чистом виде для лакировки. Его растворяют в спирте - и только после этого называют лаком, политурой. Была смола - стал лак. Самыми распространенными растворителями являются спирты и кетоны (ацетон). Масла можно растворить в маслах же - для этой цели применяют скипидар. Сложные эфиры, сложные углеводороды (бутилацетат, уайт-спирит) - это сравнительно молодые растворители, о которых не знали изобретатели первых лаков.

Жутко вредный, ядовитый стирол, который используют в полимерных лаках - хотя и называют растворителем, но очень условно. На деле, стирол - сополимер, т.е. вещество, которое на равных с пленкообразователем входит в процесс полимеризации. Стирол хорош тем, что на протяжении довольно длительного времени его легко удерживать в жидком, текучем состоянии. Именно поэтому его используют в качестве условного растворителя для полиэфирных лаков.

Если вещество не обладает свойствами растворителя, но способно создавать с пленкообразователем эмульсию или дисперсию - его называют разбавителем. Акриловые лаки - не растворяются практически ни в чем, зато отлично смешиваются с водой, образую дисперсию. Вода в данном случае - разбавитель.

О сиккативах мы говорили. Это высушиватели. Очень важный компонент лака. Некоторые сиккативы быстро образуют пленку у поверхности покрытия, другие - наоборот - схватывают лак у подложки, а затем - распространяют действие на всю толщину покрытия.

Полимерные лаки нуждаются в веществе, которое запускает процесс соединения молекул - катализаторе или индукторе. В просторечии такие вещества называют отвердителями. В зависимости от скорости полимеризации отвердители разделяют по подкатегориям на медленные и быстрые.

И, наконец, нет более разнородных компонентов лака, чем наполнители. В масляный лак можно ввести пигменты - чем больше будет пигмента, тем интенсивнее будет окраска лака, пока лак не превратится сначала в цветную эмаль, а после - в масляную краску. Можно добавить чешуйки слюды - и лак станет менее чувствительным к перепадам температур. А если в лак ввести немного талька, он почти перестанет реагировать на изменения влажности.

Аспирин, героин, первитин и полиуретановый лак.
Осталось поговорить о совсем молодых лаках.
В 1985 году от долгого рака умер швейцарский химик Пьер Кастан. Тогда еще не было слышно современных громких голосов о том, что устаревшие зубные протезы - вероятно являются причиной различных опухолей. Потому, умер он тихо и мирно - почтенным профессором.
Ненадолго, всего на два года, пережил его коллега - еще более заслуженный, еще более профессор Пол Шлак.




А в далеком 1936 - молодыми учеными - они занимались разработкой материала, из которого было бы легко и просто делать прочные зубные протезы.

Если мы говорим о тридцать шестом годе, да еще о химии, да еще о Швейцарии - сразу берем метром ниже в рассуждении о независимости и начинаем внимательно искать - не растут ли у того или иного изобретения ноги из компании DuPont - раз, и не разрабатывался ли первоначально не зубной протез, а, скажем, напалм - два.
Похоже, что именно напалм (или какую другую убийственную гадость) эти два химика и разрабатывали. И, конечно же, именно для фирмы DuPont. Читатель не найдет - ни в русском интернете, ни в английском - каких-то подтверждений работы Кастана и Шлака на американцев, но немцы, с их потрясающей педантичностью - обо всем рассказывают, хотя и крайне сухо. При поиске информации, любезный читатель, воспользуйся германскими источниками - и да пребудет с тобой Сила.

Мы столь категоричны, потому что очень странно, как двум молодым докторам-химикам пришло в голову работать строго и целенаправленно с двумя крайне ядовитыми веществами - эпихлоргидрином и тем самым ангидридом фталевой кислоты - для получения зубных протезов. Не менее ядовитый бисфенол А стали применять позже, примерно к началу сороковых годов.

В 1935 году Пол Шлак съездил в американский офис DuPont, проконсультировался там - и уже в 1936 году Пьер Кастан получил эпоксидную смолу, которая в присутствии отвердителей (полиаминов) превращалась в волшебный продукт - твердый, прочный и прозрачный.

Чтобы потравить пару деревень он, конечно, был непригоден, а вот для зубных протезов - вполне.

Гораздо позже выяснилось, что на основе эпоксидной смолы можно изготовить качественный эпоксидный лак. У него - высокие прочностные характеристики и сильный блеск. Это необратимый лак. Его невозможно растворить, а возможно - с большим трудом - отодрать.

Вообще, конец тридцатых годов XX века - время предгрозовое. Америка погружена в экономическую депрессию, в СССР пишут и принимают новую конституцию, а параллельно - мощно чистят ряды оппозиции, а Германия… Германия из Веймарской республики превращается в пугающий Третий Рейх. Еще немного - и страны начнут блокировать друг друга, а после - соединяться в блоки. Но сейчас идет поиск новых материалов, чтобы, при случае блокады, ими можно было заменить производные нефти и природных материалов.

Америка (пусть и в Швейцарии) изобрела эпоксидную смолу. Каков был ответ Германии?

Там работал мудрый ученый Отто Георг Вильгельм Байер.




Случайность или нет, но его заполучила одноименная германская фирма Bayer AG - та самая, что снабжала фюрера аспирином, героином и первитином (под именем кристаллического мета его удачно варили мистер Уайт и Джесси Пинкмен в сериале «Во все тяжкие»).

Отто Байер сумел получить странный продукт - какую-то желтую пену с дырками - непонятного назначения. Назначение вскоре было придумано, но важнее было то, что полиуретан, - так назвали эту пену, - получили буквально из пустоты, из инертной газовой среды. Материал с уникальными характеристиками, для производства которого не нужна была нефть, не нужны были природные смолы и полезные ископаемые.

Вскоре тевтоны уже получали прозрачный полиуретан, окрашенный полиуретан. На поток поставили производство игрушек, запчастей для автомобилей, а та самая странная пена - отлично подошла для изоляционного материала. И сейчас мы с удовольствием давим в щели пену из цилиндрических тюбиков, которая, расширяясь и затвердевая, буквально запаковывает щели и дыры. Все это - полиуретан.

Конечно же, такой удобный материал не обошли вниманием в лакокрасочной промышленности - и вскоре наладили выпуск полиуретанового лака, чьи характеристики не уступают полиэфирным лакам. Название лака - алкидно-уретановый - говорит о том, что часть глифталевой кислоты (основы алкидных смол) заменена в нем полиуретаном. Алкидно-уретановый лак износостоек, как алкидный лак, но также эластичен, как полиуретановый.

Во что же рядить гитару?
Представленная россыпь, все это великолепие - существует параллельно и одномоментно. Одни лаки - более эластичны, другие - нечувствительны к влаге, третьи - живут и не стареют при любой температуре, а четвертые - просто хорошо смотрятся и дешево стоят.

Политуры дают хороший, шелковый блеск. Это капризное покрытие. Невлагостойкое и не защищающее от механических повреждений. Но оно очень эластично. Шеллачная политура - примерно, как наследственные серебряные ложечки. Ничуть не лучше фабричных мельхиоровых, но чертовки элитарно.

Масляные лаки дают сильный, почти слепящий блеск. Их пленка прочна и красива. С таким лаком довольно трудно работать, т.к. он очень медленно сохнет.

Нитролаки - и блестят, и защищают. Недостаток у них тоже есть. Он такой же, как у лаков масляных и политур - это пленкообразователи с испаряющимся растворителем. А значит - они дают очень сильную усадку. Если не выполнять грунтование перед нанесением, скажем, нитролака, гитара приобретет замечательный вид половой доски - через пару недель. (У гитарного мастера Миши Тиунова есть очерк "Мудак поганый" - как раз о таком свойстве нитролака. Поищите в гуголе).







Полимерные лаки почти не дают усадки. Они максимально универсальны и легки в использовании. Но мастера их не очень любят, т.к. считается, что их стеклоподобное необратимое покрытие - прямо-таки сковывает деки и корпус. Берет гитару в броню и не дает ей звучать в полную силу.



А вот результат нанесения того же нитролака - на хорошо подготовленную поверхность.
Одна из электрогитар - покрыта полиуретаном. Понять какая покрыта чем - не специалисту очень сложно.



Типичный вид гитары, качетвенно задутой полиэфирным лаком.
Эстетические качества - превосходные.

Имеют ли технические характеристики лаков прямое отношение к гитаре и ее звуку? В общем-то, никакого.
Музыкальные инструменты можно покрывать любым из перечисленных лаков - без особого ущерба.

«Начну с заявления, констатирующего то, что будет несколько удивительным услышать от гитарного мастера: гитара - не произведение искусства, но в основе своей - техническое произведение». Так писал Хосе Рамирес III. И понимать его слова нужно просто - для гитары не так важно выглядеть круто отполированным гардеробом, как отлично звучать.

Нужно определиться в вилке технических допусков пленкообразователей для гитар, чтобы, наконец, подойти к выбору.

Первое требование - оно же основное - защитные свойства. Для этого лак и наносят, для этого его и придумали. Антуан Видаль писал так: «Опыт ясно отвечает на эти вопросы: законченная скрипка, но не лакированная, имеет в звуке больше силы и сочности. Если же скрипка остается нелакированной, то звук ее постепенно изменяется и после короткого времени, становится бедным и слабым. Поэтому следует заключить, что лак, придавая внешности скрипки более приятный вид, в то же время консервирует и защищает древесину. И в этом, главным образом, выражается его польза».

Видаль прав, когда говорит о защитных свойствах лака, но страшно ошибается, рассуждая о звуке музыкального инструмента. Хотя ему простительно - он не лютье, нам так говорить ни к чему. А почему - прочтем ниже.

Второе требование - удобство использования. Гитара - творение причудливой формы. Слишком вязкий, слишком жидкий, неисправимо вонючий и просто вредный - лаки - способны превратить процесс строительства в мучительный ад.

Третье, очень важное. Лак должен сохнуть не мгновенно, но и не годами. Оптимальное время полной кристаллизации - один-два месяца. При этом у лака должна образоваться прочная поверхностная пленка, которая могла бы позволить играть на инструменте с не до конца высохшим лаком.

О причине такого требования - есть прозрение того же маэстро Рамиреса. Он делился наблюдениями: две одинаковые гитары с ординарным звуком - попадали к двум разным музыкантам. К разгильдяю и к концертирующему артисту. Их просили поиграть на инструментах два месяца, а после - принести обратно в мастерскую для бесплатного обслуживания.

Кого бы я ни просил, - как о чем-то само собой разумеющемся писал Рамирес, - результат был предсказуем: у концертирующего музыканта гитара звучала превосходно, у любителя - не прибавляла в звуке.

Отсюда он делал вывод, что лаковое покрытие, кристаллизуясь окончательно, перенимает характерные особенности распространения звука по дереву. Мгновенно полимеризующийся лак лишен такой возможности. Лак, что не умеет образовывать прочной пленки, - делает инструмент непригодным для разыгрывания. А лак на испаряющихся растворителях - дает сильную усадку. Его приходится наносит слой за слоем, покуда на поверхности не накопится достаточно сухого остатка, чтобы фактура древесины не проступала, как половая доска во время генеральной уборки.

И, наконец, лак должен быть прочным, но эластичным. Другими словами, он должен надежно защищать дерево от грязи и травм, однако, не должен мешать вибрации.

Можно ли обойтись без лака вообще?
Конечно же можно.
Только не нужно.

«По моим наблюдениям, гладкая поверхность инструмента, - пишет Мартин Земетис, - усиливает звук лучше, нежели пористая поверхность. Поэтому звук нелакированной скрипки содержит призвуки, шумы, деревянность, которые пропадают после лакировки».

Мы разговаривали с музыкантом, контролирующим производство довольно большого гитарного бренда. Он со смехом рассказывал, как однажды хозяева бренда, начитавшись по форумам сказок о чудесном звуке гитар, лишенных покрытия вообще, заказали партию «голеньких» вестернов и классик.
Получили. В предвкушении того самого расчудесного звука сели, расчехлили инструменты, взяли пару аккордов - и вытянули лица.
Гитары не звучали совсем.
Если вестерны еще как-то звенели, хотя и дисгармонично, то классики играли ни на что не похоже - тускло и безжизненно. Как через пуховую подушку. Партию тут же, - пока их не испортили грязью, - отправили в цех лакировки, где, по старой доброй китайской традиции, - наглухо задули в полиэфир. Но даже после такого бронебойного покрытия, которое, - согласно все тем же форумным сказкам, - наглухо убивает звук, играли они порядком лучше, чем играли вовсе без лака.

Гораздо позже, когда в продаже появилась книга Хосе Рамиреса III, в ней нашлось объяснение таковой трагедии:



Маэстро Рамирес Третий и его знаменитый инструмент с двойной декой

«В одном из моих исследований я решил протестировать, как покрытие влияет на звук. Я взял лучшую древесину и сделал гитару, весьма аккуратно конструируя все ее части. Я осторожно натянул струны на нее струны и опробовал звук, не лакировав ее ни одним слоем.
Издаваемый звук был бедным и, откровенно говоря, безобразным.
Тогда я покрыл ее шеллаком, который является покрытием легким и низкокачественным и о котором я скажу несколько позже. Звук полностью переменился - теперь гитара звучала весьма приятно. Это доказало мне важность покрытия и то, что чем лучше и богаче покрытие, тем более сильное влияние оно оказывает на качество и мощь звука».

И в другом месте книги - более подробное пояснение:

«Наиболее важной характеристикой хорошего лака является способность производить экстенсивную кристаллизацию, и чем большую - тем лучше. Это следует из того факта, что одним из свойств кристалла (по крайней мере - интересным для нас) является шахматный порядок молекулярной структуры. Сила взаимодействия между ними такова, что если одна из них подвергается вибрации, она автоматически передает ее и остальным молекулам цепи с той же интенсивностью. Легко себе представить богатство звука, усиливаемого не только множественным действием вибраций продольных (т.е. вибрациями древесных волокон - АК), но и вибрациями поперечными. Недостатком всех деревянных инструментов является то, что они относительно легко вибрируют в продольном направлении из-за того, что рисунок дерева, усиленный к тому же лаком, продольный сам по себе, но при этом вибрации не способны передаваться в поперечном направлении, наталкиваясь на годовые кольца и там погасая.
Но после хорошей, богатой лакировки, на которую мы уже ссылались, экстенсивная кристаллизация обеспечивает свободную поперечную вибрацию, усиливая звук сразу вдвое».

Но, наверное, признанные мастера используют, все же, старые рецепты лака? Передают от мастера к ученику отличия мягких масляных лаков от твердых шеллачных политур?

Да ничего подобного. Гарри Колядин, к примеру, горячо рекомендует три вида лака для гитар.
На первое место он ставит полиуретановый лак, вторым считает водный акриловый, а мягкую пропитку на основе масел и воска - берет лишь изредка, да и ту - не варит самолично, а покупает у датской фирмы Trip Trap.

А Сергей Ноздрин - так и вовсе свободно делится рецептом своего, - как он считает оптимального, - лака. Это масляно-копаловый лак, довольно нехитрый.
Но этот же Сергей Ноздрин иронично замечает:

«Ошибка начинающих лютье в том, что они ищут рецепт лака Страдивари. А нужно искать бельканто Страдивари. Звук мастера».



Сергей Ноздрин

рамирес III, дисперсия, плексиглас, ноздрин, колядин, видаль, байер, нитролак, полиуретановый лак, шлак, полимеризация, наполнитель, сополимер, стирол, полиметилметакрилат, разбавитель, эпоксидный лак, земетис, оргстекло, растворитель, сиккатив, ингибитор, кастан, алкидно-уретановый лак, эмульсия, акриловый лак

Previous post Next post
Up