Прекрасную рецензию написал Ададуров на фильм «Солнечный ветер», шестисерийный фильм с подзаголовком «телевизионный роман»
https://www.facebook.com/search/top?q=vladimyr%20adadurovр» Рецензия, как всегда у Ададурова, подробная и взвешенная. Я для себя решила, что этот фильм буду смотреть.
Но я сейчас не об этом.
Были в рецензии рассуждения на темы, которые мне интересны - о времени моего взросления и молодости. Цитирую:
Я осознаю какая удача выпала мне видеть своими глазами уникальный социальный эксперимент, аналогов которого не было раньше и уже не будет никогда. Тогда, разумеется, я ничего этого не понимал, поскольку «лицом к лицу лица не увидать». Да и молод был. Сейчас, через призму времени и на контрасте с окружающей действительностью уже есть возможность осознать громадный масштаб той затеи и, соответственно, масштаб людей, стоявших у её истоков. Великих людей. К сожалению Фрейд оказался прав и поврежденная людская природа в итоге размыла и разрушила интереснейшее начинание. Они, великие начинатели, это понимали и определяли главной задачей формирование человека нового типа, с новым мышлением и в итоге с новой психологией. Утопия? Оказалось - да. Но неких успехов в этом направлении Советская власть всё же добилась.
С помощью всестороннего воздействия пропаганды и определённого воспитания уже к 50-м 60-м годам удалось селекционировать новую генерацию людей, одержимых высокими целями и идеалами. Нет, они не были фанатиками. Их так же заботили человеческие горести и радости, им так же хотелось любви, тепла и уюта, но это было не главное. Потребительские желания отошли на второй и даже на третий план. Появились люди, для которых главным в жизни стало ДЕЛО, ради которого они готовы были терпеть что угодно и жертвовать чем угодно, вплоть до своей жизни. И это не громкие слова. Собственная жизнь для них перестала являться приоритетом. Дело - это совсем не то же самое, что предпринимательство, как понимают это слово сейчас. Дело - это миссия, долг, подвижничество, высокая цель, направленная отнюдь не на личный успех или обогащение. Это были другие люди по сути своей.
Давно уже получила распространение шаблонная фраза, что мол советское государство старалось сделать человека безликим винтиком системы. Это не просто вульгарно, но в корне не верно. Наоборот. Советская система образования была совершенно однозначно настроена на воспитание человека-творца, думающего самостоятельно и независимо. Система работала так, что даже бездарные педагоги (а все не бывают талантливыми) не могли кардинально испортить процесс. Чуть лучше или чуть хуже, не более. Бездумные винтики потребительской системы штампуются школой именно сейчас, целенапрвленно. Но откуда же взялся этот расхожий штамп в массовом сознании? А всё из то же узости эгоистического мышления, неспособного поставить общественное выше личного. А именно в этой парадигме предполагалось жить и творить новому человеку. Но творить не для себя, а для людей.
А ведь правда, в этом мы росли. Такое было время.