В столице губернии прошел «Самкон - 2014» - конвент по ролевым играм и реконструкции. С пятницы по воскресенье, в последние дни каникул, здание самарской школы № 12 превратилось в уголок фантастического мира, где по коридорам бродили тролли и эльфы, мушкетеры и пираты, жители «галантного века» и раннего средневековья. Бойцы на турнирах выясняли, кто сильнее, в бальных залах звучали менуэты, рилы и польки, а на семинарах спорили о тонкостях игротехники и общественном потенциале ролевого движения.
Когда произносят словосочетание «ролевые игры», то многим людям, далеким от этого движения, на ум приходит нечто совершенно иное и уж точно не пригодное для обсуждения на широкой публике. Другие вспоминают толкинистов - и совершенно правы, хотя среди сюжетно-ролевых игр, проводящихся в разных городах и странах мира на природе и в помещении, игр по сказочному миру Дж.Р.Р.Толкиена теперь абсолютное меньшинство. Хотя начиналось в нашей стране уже более 20 лет назад все именно с них, с «Хоббитских игрищ» в лесу, организованных толкиновскими клубами, которые во многих городах выросли из клубов любителей фантастики (как это было и в Самаре). Сейчас мне кажется, что я говорю банальные и всем известные вещи, о которых много лет назад уже было писано-переписано, в том числе и мной самой. Но, возможно, пришла пора их повторить - ведь за эти годы как-то незаметно выросло и сменилось целое поколение ролевиков, и новые игры «мастерят» нередко уже дети ветеранов ролевого движения!
За эти годы изменилось очень многое. Значительно вырос уровень костюмов, антуража и вооружения - пресловутые мечи из лыж и плащи из занавесок окончательно стали достоянием фольклора, - а также уровень организации самих игр. Расширилась тематика - если в 90-х - начале 2000-х все играли в различные варианты «фэнтэзийного» и исторического средневековья, то теперь не редки игры по другим историческим периодам - от каменного века до Великой Отечественной, гражданской войны между красными и белыми, - а то и по событиям альтернативной истории вплоть до антиутопического постъядерного будущего. Причем на исторических играх нередко «рулят» реконструкторы - знатоки и блюстители достоверности отыгрыша и материальной культуры.
Некоторые игры напрямую пришли «из компьютера» - есть любители «помахаться» в «Варкрафт» или «Вархаммер» не в виртуальном мире, а, так сказать, вживую. Развились и пошли «в народ» «кабинетки» - игры в помещении, - так, благодаря коммерческому проекту «Квестория» любой желающий может за небольшие деньги провести вечер в кафе в качестве персонажа детектива или приключенческого квеста… Разумеется, изменились и сами конвенты - ежегодные слеты или фестивали ролевиков, реконструкторов и представителей различных фэндомов (из самых крупных и известных можно назвать «Зиланткон» в Казани, «ВолК» под Нижним Новгородом, конвенты в Москве, Питере, на Урале, в Сибири, на Украине), где помимо традиционных мероприятий появляются и прежде не характерные - например, вечера оперного пения, фольклора, военной песни, целые блоки для любителей аниме, страйкбола, настольных игр и т.д.
У «Самкона» же, который несколько лет находился в состоянии упадка, и спасти его, казалось, могло только чудо, главная перемена связана с тем, что в этом году организаторам удалось сделать невозможное, возродив фестиваль к жизни. По словам председателя оргкомитета конвента Екатерины Казачанской, организаторы сделали ставку на сотрудничество не только внутри ролевого движения, но и вне его, благодаря чему о конвенте узнали в городе, поддержку ему оказали городская и районная администрации, областное министерство и городской департамент образования. Площадкой для проведения мероприятия стало в этот раз просторное здание школы №12, удобно расположенное в городе, с двумя спортивными залами и столовой, а учителя и ученики приняли участие в работе некоторых секций конвента. В свою очередь, часть взносов, собранных с участников конвента, пошла на работу благотворительного фонда «Ильинка», в частности на поездку танцевального коллектива школы на всероссийский конкурс.
Мне как человеку, давно не бывавшему на «Самконе», особенно бросилось в глаза количество различных турниров и танцевальных мероприятий, причем последние - на очень хорошем уровне: участники балов долго готовились, разучивали танцы… Литературный семинар проводился совместно с «Центром чтения» Самарской областной библиотеки, также начинающие литераторы получили мастер-класс от известного рок-барда Сергея Калугина, выступившего на конвенте с сольным концертом. Несмотря на раннее для подобных мероприятий время, «на ура» прошло «Шоу образов», где участники предстали в роли различных персонажей. Нашлось на фестивале место и вечеру военной песни, где песни времен Великой Отечественной пели все вместе, хором, под гитару и кадры военной кинохроники, и мероприятиям в формате интеллектуального шоу - «Брейн-рингу» и «Что? Где? Когда?», и провокационному «Тролль-конвенту», где люди с диаметрально противоположными точками зрения могли обсудить наболевшие игротехнические и «пожизневые» вопросы.
В Самарском конвенте приняли участие около 300 человек, не только из Самары и области, но и из разных городов России и ближнего зарубежья: Москвы, Уфы, Оренбурга… Приехали даже участники из Киева и Харькова, несмотря на происходящие там события, - повидаться с давними друзьями и обсудить прошедшие и предстоящие игры. Ведь игра - это не только развлечение, но и способ коммуникации. В ней, по словам одного из «ветеранов» ролевого движения, мы ищем то, что не можем получить здесь и сейчас. И далеко не всегда это уход от реальности - для кого-то побочным эффектом становится вдохновение для творчества, кто-то находит себе друзей и любимых, а кто-то проигрывает ситуации, которые могут возникнуть в будущем, приобретает навыки, которые понадобятся ему в повседневной жизни.
Надежда Локтева