Три псалма из Псалтири ...

Nov 17, 2021 16:07

Я купила в церковной лавке Псалтирь, чтобы прочитать все псалмы, написанные царём Давидом. Читаю от одного до трёх псалмов в день, больше не получается, потому что псалмы очень серьёзное и глубокомысленное чтение, и от них не отмахнёшься, как от лёгкого чтива. Читаю их сначала на русском языке, размышляю над ними, соотнося текст и свои чувства, а потом читаю тот же псалом на церковно-славянском. Тексты псалмов или отдельные слова в них мне порой не понятны, но мне нравится, как благоговейно-величественно они звучат!

Интересно то, что первой ветхозаветной книгой, которую в 863 году перевели на славянский язык братья Кирилл и Мефодий, была именно Псалтирь. В 1876 году Псалтирь была переведена на общеупотребительный русский язык. Перевод, осуществлённый по благословению и под контролем Священного Синода, был назван Синодальным. Эта Псалтирь была положена в основу современного богослужения.



Святитель Амвросий Медиоланский писал о Псалтири: "Во всем Писании дышит благодать Божия, но в сладкой песне псалмов дышит она преимущественно. История наставляет, закон учит, нравоучение убеждает, а книга псалмов убеждает во всем этом, и [она] есть самая полная врачебница спасения человеческого".

Читая псалмы, я убеждаюсь в правде этих слов. Псалтирь - это тексты на все случаи, возникающие в нашей в жизни : от скорбных дней и чувства безысходности до радости утешения и потребности вознести благодарение Богу. Псалтирь - доказательство Любви Бога к людям. Если молитвы - это наше обращение к Богу, то псалмы - это ответ Бога на наши просьбы.

В Псалтири 150 псалмов, большая часть из них написана Давидом, а я как раз недавно заинтересовалась его биографией. Давид интересная историческая личность, человек мужественный, решительный, воинственный и опасный для врагов, и вместе с тем душевно чувствительный.

Желание прочитать псалмы возникло у меня после случайного прочтения Псалма 22. До этого я никогда не интересовалась ни псалмами, ни Псалтирью, считая их сугубо церковной литературой. Но прочла текст псалма 22 и очаровалась им настолько, что незаметно для себя выучила наизусть. Псалом запомнился быстро, наверное, потому, что он спокойный и жизнеутверждающий, рождающий внутреннее умиротворение и чувство защищённости. Об этом говорят его живительные строчки: "я ни в чём не буду нуждаться", "Ты подкрепляешь душу мою", "не убоюсь зла, потому что Ты со мной", "Твой жезл и Твой посох успокаивают меня" ...

Читаю Псалтирь и убегаю мыслями далеко за её страницы ...
В эпоху Иисуса Христа существовала общественно-религиозная система, основанная на вере в Единого Всемогущего Бога. Этот Бог - Божество, абсолютное, вечное, самобытное Существо: "Я есмь Сущий" (Исх.3:14), иначе - Господь. Бог в Ветхом Завете и в Новом Завете - один и тот же Бог, Господь, в которого верил Иисус Христос, называвший себя Сыном Человеческим (и Сам для нас Бог). Христос взывал именно к Господу, когда говорил в проповедях: "Молитесь Господу Моему и Вашему" (Ин.29:17), "ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня" (Ин.8:42).

В тексте Первого послания св. апостол Иоанн (4:15) сказано: "Бог Отец познаётся только через Сына Божьего: никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть".

Святитель Димитрий Ростовский писал о "последних, сладчайших словах" Иисуса Христа, "которые изрек Он на Кресте и которых по счету семь". Из этих семи слов (предложений) три были обращены непосредственно к Богу Отцу:

Отче! прости им, ибо не знают, что делают. (Лк. 23, 34).
Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил! (Мф. 27, 46).
Отче! В руки Твои предаю дух Мой. (Лк. 23, 46).

Из Евангелия от Матфея: "А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?"
То, что "возопил" Иисус перед смертью, - это первая строчка из псалма 21, в котором Давид жалуется Богу на своё безвыходное положение. Он пребывает в отчаянии, уверен в неизбежной гибели и описывает свою предполагаемую казнь через распятие.

Толкователи псалмов, считают псалом 21 прообразом будущего распятия Иисуса Христа, поэтому символично, что, умирая на кресте, в последние минуты своей жизни Христос обратился к Богу строкой из псалма 21.- Или, Или! лама савахфани?

Строчки псалма 21 наполнены отчаянием и чувством оставленности Богом. Впечатлённая бедой Давида, я , при этом не могу не отметить его поэтический дар. В псалме 21 много поэтической образности, которая меня искренне восхищает, например, вот эта удивительно метафорическая строчка: "Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей".

Со строки 23 мольбы со слёзным уничижением резко меняются на восхваление Бога и становится ясно, что Давид воспрянул духом и ликует оттого, что Бог услышал его "вопли". Он восклицает: "Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя. Боящиеся Господа! восхвалите Его. Все семя Иакова! прославь Его. Да благоговеет пред Ним все семя Израиля, Ибо Он не пренебрёг, и не вознегодовал на моление нищего, и не отвратил лица Своего от меня, и когда я воззвал к Нему, услышал меня".

А вот в псалме 87 счастливого конца нет. Этот псалом, считающийся одним из самых печальных в Псалтири, произвёл на меня соответствующее впечатление.

Единого мнения об авторстве псалма 87 нет: одни исследователи полагают, что его написал Давид, другие называют имя Емана Езрахита, жившего в одно время с Давидом. Но так как Автор псалма так поэтически образно описал великие душевные страдания и такую же великую скорбь, что мне хочется думать, что автором псалма был всё-таки Давид, гениальный поэт-псалмосочинитель.

Из псалма понятно, что Давид находился в высшей степени отчаяния один на один со своим горем, и никто из людей не смог облегчить его страдания, которые, судя по тексту, ужасны. В сердце Давида сконцентрировалась боль огромной силы, унять которую мог только Бог, к которому Давид и обращает свои стенания.

У Давида бывали в жизни периоды, когда он считал, что Бог отвернулся от него. Один из таких тяжёлых периодов был, когда погиб его любимый сын Авессалом. Гюстав Доре запечатлел горе Давида в своей иллюстрации-гравюре к Библии: "смутился царь, и пошел в горницу над воротами, и плакал, и когда шел, говорил так: сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!". (2Цар 18:33).



Гюстав Доре. Давид оплакивает смерть Авессалома. 1865. Иллюстрация к Библии. Эпизод 2 Цар 18:33.

Сначала я подумала, что на гравюре Доре царь Давид страдает об Авессаломе у стены Иерусалимского (Первого) храма, но потом вспомнила, что при его жизни Первого храма (да и Второго) ещё не было, как не было и знаменитой впоследствии Стены плача. Первый храм или Храм Соломона был построен сыном Давида от Вирсавии царём Соломоном в период 950-586 год до н. э., а Давид умер раньше, около 965 года до н.э.

Глядя на страдающего на гравюре Давида, хочется думать, что он обращался к Богу со словами, которые станут началом Псалма 87: "Господи, Боже спасения моего! днем вопию и ночью пред Тобою: да внидет пред лице Твое молитва моя; приклони ухо Твое к молению моему, ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней".

Образ Давида, пастуха, воина, царя и пророка, получил распространение в иконографии, в настенной живописи, в храмовой мозаике, а также в произведениях великих живописцев и скульпторов, таких как Рембрандт, Караваджо, Донателло, Вероккьо, Микеланджело, Тициан, Джентилески, Гвидо Рени, Гверчино, Рубенс и т.д.

Но мне более душевно близок портрет Давида работы испанского художника 15 века Педро Берругете. Давид изображён в богатых царских одеждах, с символом власти в руке и с дудочкой на столе (намёк на Давида музыканта), но моё внимание прежде всего привлекают лицо и глаза Давида, в которых отражены живые человеческие чувства - на лице следы пережитых страданий, а в глазах невыплаканные слёзы.



Педро Берругете. Давид. XV в. Масло по дереву.

Давиду было 18 лет, когда к нему пришёл пророк Самуил: "он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после…"
При помазании Самуил сказал: "Господь будет с тобой во всех твоих делах", эти слова навсегда запомнились Давиду, и его Вера в Бога была безгранична. Каждое слово в псалмах Давида подчёркивает его удивительную преданность и доверие к Богу, его непоколебимую уверенность в том, что только с Божьей помощью он совершит невозможное, если это будет необходимо.

Я упомянула лишь о трёх псалмах, которые произвели на меня сильное впечатление, но в Псалтири их 150 и раздумья о них ещё впереди. Но уже по тем текстам, что прочитаны, я поняла насколько уникальна Псалтирь, и холодею от мысли, что могла пройти мимо неё в своей жизни.

По словам Святителя Василия Великого "Псалтирь больше и выше всех книг, потому что она Бога славит вместе с ангелами и прогоняет и уязвляет бесов". Бесы - это смятение и упадок духа, уныние и другая греховность.

"Польза от чтения этой великой книги заключается в возможности теснейшего и живого молитвенного общения человека с Богом. А сама возможность общения с Богом - это то, к чему стремится душа каждого христианина".

Так что продолжаю читать.

государи, описание картин, святое, зарубежная живопись, псалмы, мнение о книге, иллюстрации, книги, книги о боге, иисус христос

Previous post Next post
Up