Гейнсборо от слова "гений".

Feb 06, 2020 19:21

Выставка Томаса Гейнсборо открылась 3-го декабря 2020 года. Когда я об этом узнала, то первым делом подумала "здорово, значит увижу свою любимицу "Даму в голубом"! И сама себе рассмеялась - "Дама в голубом" находится в нашем Эрмитаже, это единственная картина Гейнсборо в России, а на выставку привезут картины из Англии, которые я никогда не видела. Поэтому сомнений "идти-не-идти" не было.

Гейнсборо начинал как пейзажист, но так как пейзажи раскупались плохо, он стал брать заказы на портреты. Английская знать (и остальные люди со средствами) желали запечатлеть себя и своих родных в картинах (ведь фотографии в 18 веке ещё не было!). Если пейзажи Гейнсборо были превосходны от нежности к природе, обилия воздуха и жизни, то портреты их превосходили.

Я считаю Томаса Гейнсборо великим портретистом даже из-за одной его картины "Дама в голубом", которой всегда любуюсь в Эрмитаже. Остальные портреты, к сожалению, я видела лишь в репродукциях, но и они доказывают, что Гейнсборо-портретисту нет равных - это потрясающий "Мальчик в голубом" (Хантингтонский музей, Калифорния), необыкновенной чистоты "Портрет Иоганна Себастьяна Баха", удивительно живые "Дочери художника с кошкой", прелестный "Портрет актрисы Сары Сиддонс" (все три картины в Национальной портретной галерее, Лондон), изумительный "Портрет Ричарда Тикелла" (частная коллекция) и другие портретные работы, которые мне очень нравятся.

В нынешней выставке портреты также представлены, но их немного: сам Гейнсборо в автопортрете, портреты дочери (ребёнком и 25-ти лет), любимая супруга Гейнсборо, его друзья и соотечественники. Представлены рисунки (целая стена), личные вещи (трость-шпага, прядь волос, сохранившиеся письма с почерком художника). Рисунки небольшие и развешаны неудачно, в несколько ярусов друг над другом (не разглядеть), поэтому я просто окинула их взглядом.

Всего на выставке около ста работ (включая рисунки). Большая часть из дома-музея Гейнсборо в городке Садбери, остальные из английских картинных галерей и частных коллекций.

Выставка расположена на втором этаже вокруг лестничной галереи, что, на мой взгляд, не очень удобно, узкое пространство заставляло рассматривать картины почти в упор, а для некоторых, особенно пейзажей, расстояние необходимо. Хотелось отступить назад, чтобы объять картину общим взглядом, но сзади было галерейное ограждение.
И, хотя привезённых работ было мало, но выставка всё же даёт представление о творчестве художника.



Томас Гейнсборо. Автопортрет. 1787 г. Холст, масло. 77x 65 cм. Королевская Академия художеств, Лондон.
Глаза очень грустные, а сам портрет не завершён, видимо художник уже болел. Автопортрет написан за год до смерти.

Общее впечатление.
Понравилось! Хотя есть некоторые недоумения, например, почему все картины выглядят, словно написаны вчера - гладкие, свежие, словно напечатанные на принте. Ни налёта старины, ни кракелюра ... а ведь картинам уже больше 200 лет!

Очереди на выставку, да и в сам Музей, не было. И хоть я запаслась электронным билетом, но билет спокойно можно было купить в музейной кассе. Дети и льготники бесплатно, взрослый билет 500 рублей, пенсионерам 250. Выставка работает до 1 марта.
Фотографировать разрешается, но я не все картины фотографировала, а только те, что особенно понравились, а здесь помещаю (ниже) некоторые из сфотографированных.
[+18 картин]
1

Информация о выставке.

2

Народу на выставке немного: то ли зима помешала, то ли рабочий день, то ли наш народ о Гейнсборо знает мало.

3

Конвертик и колечко волос (каштанового цвета) художника. Сохраняется со 2-го августа 1788 года, срезаны женой Маргарет в день смерти мужа. Реликвия дома-музея Гейнсборо в Садбери, Саффолк.

4

На стене среди многочисленных рисунков затерялся "Портрет Маргарет Гейнсборо". Ок. 1785. Картон, масло. Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк. На табличке к картине есть пояснение:"каждый год в годовщину свадьбы Гейнсборо писал портрет своей супруги". Такова была в этой семье традиция.

5

В нижнем ряду среди рисунков вывешен крошечный портретик (размером А4) жены художника, а под ним надпись, которая больше, чем сам портрет: "Портрет Миссис Томас Гейнсборо, урождённой Маргарет Бёрр". Начало 1770-х. Бумага верже, графитный карандаш, пастель, белила.
Частная коллекция А.Г.Егорова, Москва.

6

Портрет Маргарет, младшей дочери художника (25 лет). Ок. 1772. Холст, масло. Музей Тейт, Лондон.

7

Девочка Маргарет Гейнсборо, собирающая колосья. Конец 1759-х. Холст масло. Музей Ашмолеан, Оксфорд.
На табличке есть пояснение, что этот портрет является левой частью общего портрета двух сестёр. Местонахождение правой части, где изображена старшая Мэри, неизвестно.

8

Портрет миссис Элизабет Муди с двумя сыновьями Самуэлем и Томасом. 1779-1785. Холст, масло. Картинная галерея Далич (Далидж), Лондон.
Детки были приписаны к даме позже (когда родились).

9

Портрет семьи Джорджа Байяма. 1762-1766. Холст, масло. Музей Холборн, Лондон.
Ребёнок был приписан художником позже.

10

Портрет Гертруды, леди Алстон. 1767. Масло, холст. Частная коллекция.

11

Портрет Гарриет, виконтессы Трейси. Ок.1763. Холст, масло. Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк.

12

Портрет Лэмба Барри. Около 1759. Холст, масло. 1759. 75,5×63 см.
Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк.

13-16. Пейзажи.
Фотографии, увы, не передают необыкновенной лёгкости мазка и тонкости рисунка.


Скалистый пейзаж. Холст, масло.
Национальные галереи Шотландии. Эдинбург.



Пейзажи с холмами и лесными просторами. Холст, масло.
Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк.



Лесной пейзаж со стадом у водоёма. Холст, масло.
Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк.



Рыночная повозка". 1786. Холст, масло. Национальная галерея, Лондон.

17

Померанский шпиц и щенок. Около 1777 года. Холст, масло.
Британская галерея Тейт, Лондон.

18

Главная лестница в ГМИИ им. Пушкина. Вид с галереи.
Слева и справа (и впереди) - картины Гейнсборо.

выставка_гейнсборо, гмии, зарубежная живопись, музеи москвы, гейнсборо, зарубежные художники

Previous post Next post
Up