Мария Николаевна Романова-Лейхтенбергская-Строганова.

Dec 06, 2019 08:09

Изучая историю Императорской академии художеств времён Репина, я обратила внимание на Президента Академии, вернее президентшу, великую княгиню Марию Николаевну. Она сменила на посту Президента АХ своего мужа герцога Максимилиана Лейхтенбергского (после его смерти).

Мария Николаевна занималась благотворительностью, любила живопись, коллекционировала картины и другие произведения искусства, но больше занималась личной жизнью, чем вверенной ей Академией художеств, отдав фактические бразды правления своему племяннику вице-президенту великому князю Владимиру Александровичу. Именно с подачи великого князя были награждены Большими золотыми медалями (вопреки Уставу) целых пять человек! Захотелось узнать, почему эта прекрасно образованная женщина, не исполняла свои обязанности в отношении Академии художеств?



Мария Николаевна и Николай I на прогулке по Дворцовой набережной.

Мария родилась в августе 1819 года. Она была первой дочерью Николая Павловича и Александры Фёдоровны и вторым ребёнком после сына Александра (будущего Второго). Николай, тогда ещё великий князь, не обрадовался рождению дочери, он ждал сына, но позже очень полюбил девочку и корил себя за первое прохладное отношение к ней. Дети всегда похожи на того из родителей, кто их больше любит, а Мария Николаевна была очень похожа на своего отца.

Об этом писал в своём дневнике полковник Ф. Гагерн, сопровождавший нидерландского принца Александра в Россию: "Старшая, великая княгиня Мария Николаевна, супруга герцога Лейхтенбергского, мала ростом, но чертами лица и характером - вылитый отец".

Мария Николаевна и Максимилиан (полное имя Максимилиан Иосиф Евгений Август Наполеон Богарне) поженились по любви. Несмотря на происхождение Максимилиана (сын пасынка Наполеона) и его вероисповедание (католик), император Николай дал согласие на брак, желая счастья своей любимой дочери.

Марии было 20 лет, Максимилиану 22 - они были красивой парой. Французский посол Астольф де Кюстин, приглашённый на свадьбу великой княжны, вспоминал: "Юная невеста полна грации и чистоты. Она белокура, с голубыми глазами, цвет лица нежный, сияющий всеми красками первой молодости".



Слева: Портрет Марии Николаевны. Фрагмент картины работы Кристины Робертсон.
Справа: Максимилиан Лейхтенбергский, портрет работы Карла Брюллова

По словам фрейлины Анны Тютчевой (дочь поэта Тютчева и жена писателя Аксакова ) Максимилиан был "красивый малый, игрок и кутила", но он тяжело болел чахоткой, от которой безуспешно лечился за границей. Сама же Мария Николаевна любила светскую жизнь, обладала свободными манерами, курила сигары и кокетничала на балах с мужчинами. Всё это рождало о ней сплетни и домыслы.
Современники говорили: "Великая княгиня Мария Николаевна обладает, конечно же, многими дарованиями, равно как и желанием повелевать; уже в первые дни замужества она приняла в свои руки бразды правления".

Хоть Максимилиан был болен, а Мария Николаевна мало посвящала себя семейным заботам, но супружеские обязанности они исполняли исправно и родили в браке семерых детей.



Групповой портрет . Вел. кн. Мария Николаевна, герцогиня Лейхтенбергская с детьми. Акварель. 1863 год.
Дети по старшинству: Мария, Николай, Евгения, Евгений, Сергей, Георгий.

К 1845 году на Исаакиевской площади специально для свадьбы Марии Александровны и её мужа Максимилиана Лейхтенбергского был построено красивое здание, которое назвали Мариинским дворцом в честь Марии Николаевны. После свадьбы молодые стали в нём жить.



Садовников В.С. (1800-1879). Вид Мариинского дворца. Бумага, акварель. Эрмитаж.
(Исаакиевская площадь, 6, Санкт-Петербург)

Супруг Марии Николаевны умер в 1852 году (в возрасте 35 лет).
Но ещё при жизни Максимилиана Мария Николаевна вступила в тайную любовную связь с графом Строгановым Григорием Александровичем, который был на четыре года моложе её.

Историк С.М. Соловьев писал о Строганове: "… он не имел в себе ничего строгановского, живой, болтун, шумиха, красив, строен" ... А князь Оболенский добавлял: "Строганов всегда был кутилой и таскался по всем публичным местам, везде имея приятелей и знакомых; со всеми был на "ты".



Мария Николаевна (худ. неизв.) и Григорий Строганов (акварель В.И.Гау).

После смерти мужа Мария Николаевна выдержала год траура, и в 1853 году она и Строганов обвенчались втайне от Николая I. Свидетелями были: военный министр князь Василий Андреевич Долгоруков и музыкант и композитор граф Михаил Юрьевич Виельгорский. Из родных о венчании знал лишь старший брат Марии Николаевны Александр (будущий II).

После смерти Николая I ставший императором Александр II и вдовствующая императрица Александра Фёдорова (ей сказали позже) составили и подписали особый Акт, по которому брак Марии Николаевны был признан законным, но при этом оставался тайным.

Пожив некоторое время в Петербурге (в Мариинском дворце), молодые уехали за границу подальше от светских разговоров и косых взглядов. Сначала они жили в Женеве, потом в Риме. В браке у них родилось двое детей - сын Григорий и дочь Елена. Поговаривали, что сын Георгий от Максимилиана это сын Григорий от Строганова.



Винтергальтер Ф.К. Портрет Марии Николаевны. 1857. Эрмитаж.

Постепенно чувства остыли, и морганатические супруги стали жить отдельно .
В 1862 году Мария Николаевна поселилась во Флоренции на вилле Кватро. Живя за границей, она не сдерживала себя рамками условностей монаршего воспитания, позволяла себе быть эксцентричной, даже бесцеремонной. Возможно, такое поведение было вызвано телесными страданиями, которые испытывала Мария Николаевна (от воспаления желудочно-кишечного тракта до расстройства сердечно-сосудистой системы). Болезни подточили её здоровье, и Мария Николаевна умерла на 57-м году жизни в Петербурге в 1876 году.

Граф (1880) Пётр Валуев, придворный вельможа, написал в дневнике:
"...завершилась жизнь, обильная светом и тенями. <…>
На похоронной процессии сыновья ее следовали пешком за колесницей, император был верхом. Из войск были Преображенский полк, конная гвардия и одна батарея. Сонм гражданских сановников был бледен и неблистателен. Графа Строганова не было ни при перевозе тела великой княгини, ни при погребении.

история россии, русская живопись, государи, династия романовых, академия художеств, русские художники

Previous post Next post
Up