Экранизация пьесы Дж.Лондона "Кража". 1982

Nov 25, 2019 22:58

Ну вот, решила поговорить о втором фильме, снятом по пьесе Дж.Лондона "Кража".

Называется "Пусть он выступит" - это телевизионный фильм-экранизация режиссёра Олега Биймы, поставленный в 1982 году на Украинской студии телевизионных фильмов. Думаю, этот фильм был снят позже первого, а так как "родное" название заимствовал Пчёлкин, то Бийме пришлось выдумывать для своей экранизации новое название (на мой взгляд очень неудачное).

Два художественных фильма по одной пьесе ... поневоле хочется их сравнить, но о фильме "Кража" я уже писала, поэтому сейчас скажу, что мне понравилось и не понравилось в экранизации Олега Биймы "Пусть он выступит".

Сначала повторю сюжет пьесы.
Сенатор Нокс должен выступить на Конгрессе с обличительной речью о политических махинациях ставленников крупного капитала, выступающих против социальных преобразований. У него есть документы с доказательствами. От обличений Нокса в первую очередь пострадает Энтони Старкуэтер, "делец, богач, владелец заводов, газет, пароходов". Его подручные выкрадывают у Нокса документы с доказательствами, а дочь Старкуэтера, любящая Нокса Маргарет, выкрадывает документы у отца и передаёт их Ноксу.

В пьесе Джек Лондон подробно расписывает портреты и характеристики действующих лиц, и режиссёр Пчёлкин (в "Краже") старался подобрать актёров соответственно авторским примечаниям. Главные герои его фильма - Иннокентий Смоктуновский (Энтони Старкуэтер) и Анастасия Вертинская в роли Маргарет. Считаю, что эти актёры максимально точно подошли к джек-лондонскому описанию, а у Биймы получилось фифти-фифти, то есть его Маргарет "подошла", а Старкуэтер, на мой взгляд, нет.

По примечаниям Автора пьесы миллионер и "серый кардинал" Энтони Старкуэтер "худощавый, умеренный до аскетизма, холодный, сдержанный пуританин, человек высоконравственный, образец промышленного и финансового магната."

В фильме "Пусть он выступит" Старкуэтера играет Глеб Стриженов - актёр с роскошной седой шевелюрой, мягкими движениями и добрейшими, грустными глазами, которые, на мой взгляд, не могут быть у расчётливого махинатора, загребающего миллионы на тяжёлом труде рабочих и детей, если он не великий притворщик и лицемер. Стриженов-Старкуэтер никак не соответствовал моим представлениям об этом персонаже, не смотря на то, что в его голосе проявлялись жёсткие нотки.



Энтони Старкуэтер - Глеб Стриженов.

Его дочь Маргарет Джек Лондон обрисовал как женщину, которая "незаурядно умна и в то же время удивительно женственна, способна на внезапные проявления нежности, на вспышку страсти и неожиданные порывы. Продукт рафинированной культуры и светского воспитания, она, однако, сохранила душевное здоровье, жизнелюбие и чистоту, которые позволяют нам верить в прекрасное будущее человечества".

Маргарет в фильме Биймы играет Лариса Кадочникова. Эта актриса - точное попадание в образ, но с маленькой оговоркой - мягкость характера и ярко выраженная женственность мешала мне воспринимать эту утончённую женщину решительной и твёрдой, какой ей надлежало быть по роли.



Маргарет Чамберс - Лариса Кадочникова.

Лариса Кадочникова в роли Маргарет - украшение фильма Биймы, и, наверное, оператор фильма (Александр Мазепа) тоже ею любовался, потому что большей частью снимал её крупным планом, что лично мне мешало смотреть фильм и слушать диалоги (например, Маргарет и Нокса), так как я отвлекалась, любуясь образом актрисы, и слушала тексты в пол-уха, и потом приходилось отматывать назад.

Другой главный герой, вокруг которого, собственно, и построен сюжет - Говард Нокс, сенатор Конгресса от народных масс, возлюбленный Маргарет. Его играл Лембит Ульфсак - тоже точное попадание. Лембит Ульфсак меня очаровал - его Говард Нокс интеллигентный, воспитанный, умный, упорный человек и рядом с Маргарет, будь они мужем и женой, составили бы прекрасную пару.

По определению Джека Лондона Нокс "внешне хорошо сложенный, сильный человек. Лицо скорее волевое и выразительное, чем красивое. Глубокая, прямая натура. Он мог бы стать поэтом, но стал политическим деятелем".
И, хотя Нокса, как политика, в фильме не показывают, я считаю, что Ульфсак гармонично вписался в роль Нокса, и я с удовольствием это наблюдала. В фильме он единственный противостоит ставленникам крупного капитала, которые убирают его со своего пути, как досадную помеху.



Говард Нокс (Ламберт Ульфсак) и Маргарет Чамберс на прогулке.

Ещё понравился Вячеслав Езепов в роли Тома Чамберса, мужа Маргарет. Он сыграл ярко и впечатляюще, именно таким я Чамберса и представляла. Продажный сенатор, вальяжный мужчина, любящий виски с содовой и не любящий жену. Если между ним и женой существовала хоть искра любви или просто уважение друг к другу, они тоже смотрелись бы шикарно, но отсутствие любви уничтожает любые отношения и вырождается в ненависть.

Понравились, как сыграли и другие герои фильма (например, Евгений Паперный в роли Хаббарда, Елена Драпеко в роли преданной горничной или знаменитая Нина Алисова в роли миссис Старкуэтер), но они второстепенные, хотя без них сюжет не развился бы.

О персонажах вроде бы всё, теперь о сценарии.
Пьеса Джека Лондона заканчивается торжеством Маргарет Чамберс. Она передаёт доказательные документы Ноксу и верит, что своим поступком принесла пользу обездоленному рабочему классу.

В фильме Олега Биймы концовку изменили в угоду сценарию, то есть сам сценарий (а не наоборот) повёл создателей телефильма к изменению пьесы Дж. Лондона. Если в конце пьесы Автор оставляет читателя наедине с раздумьями о том, что же случится, если Нокс выступит, то в фильме линию Нокса обрывают резко и беспощадно, и зритель остаётся в недоумении "зачем было красть и выкрадывать, переживать и страдать, волноваться и принимать меры", если помеху можно легко убрать одним выстрелом: нет человека - нет проблемы.

Если у Пчёлкина Нокс, торжествуя, уносит документы с собой, что обещает в Конгрессе политическую бурю, то у Биймы Нокс из главного героя перерождается в ненужный персонаж, от которого надо было избавиться. Лучший способ для этого - пуля.

Получается, что смелый поступок Маргарет и связанные с ним её унижения и нравственные страдания, бессмысленны. К тому же муж подсыпает ей соль на раны, сообщая, что речь Нокса ничего не изменила бы .. ну, вызвала бы временный переполох и шумиху в газетах, а потом всё стихло бы, как стихают на воде круги от брошенного камня.

Маргарет это осознаёт и от безысходности орёт, пардон, на мужа и прогоняет его прочь. Конец сценария отличается от концовки пьесы, но в этом, думаю, виноват сам Джек Лондон, он оставил конец пьесы в тумане, видимо, сам не верил в свои социалистические мечты. А в фильме - Маргарет остаётся в двусмысленном положении, в ссоре с семьёй, без мужа, без возлюбленного, без веры в прекрасное будущее.

советское кино, американская литература, экранизации

Previous post Next post
Up